Укорененность человека в таинстве Бытия. Обнаружение тайны человека религией, искусством и метафизикой. Жизнь как высший дар.
Человек — сплав, единящий телесно-чувственное и духовное. Необъективируемость тела. Отношение человека к своему телу как образец подлинно неотчужденного отношения.
Осознание кризиса гуманности, неподлинности человеческого существования, разобщенности мира (homo viator — человек скитающийся). Неприятие человеком расколотого мира как свидетельство противоестественности данного порядка вещей. Спасительная роль духовных ценностей: веры, надежды, верности, любви.
Искусство как сфера мудрых ответов, не получаемых в редуцированном философском познавании. “Новый орфизм”: всеохватывающе-проникающее поэтическое познание космической жизни в целостности ее внутренних взаимосвязей.
“Быть и иметь”: различие между тем, что имеем и тем, что мы есть. Мы можем обладать лишь внешним, по отношению к нам, и, в известной мере, от нас независимым. Я могу передавать свое имущество, распоряжаться тем, чем обладаю, следовательно, проявлять над ним власть.
Мое тело: я им владею, но передать не могу. Поэтому мое тело недоступно для обладания. С одной стороны, тело — образец принадлежности, оно мое, с другой — я, собственник, растворяюсь в своей собственности. Тело не только принадлежит мне, тело и есть я.
Преодоление разделения на себя и другого происходит в любви. Любовь, стирая границы, вводит меня к себе, к моему существу, которое неразделенно есть.
Бытие трансцендентно, необладаемо. Обладать можно наличной, простирающейся передо мной данностью. Бог выказывается не как объект, но как абсолютное присутствие, и происходит это в любви.
При решении объективной проблемы, научной задачи, “я” исследователя не берется в расчет. Объективность исследования предполагает забвение субъективности исследователя. Но в моем отношении к бытию, мое “я” — уже не только субъект исследования, но центр его.
Литература
Тексты
Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.
Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998. С. 454–455.
Литература для докладов и рефератов
Тавризян Г. М. Экзистенция и объективность. (Г. Марсель) // Буржуазная философская антропология ХХ века. М., Наука. 1986. С. 49–65.
Карл Ясперс (1883–1969). Фундаментальная тема философии Ясперса: встреча экзистенции и трансценденции в наличном бытии человека.
Бытие — исток каждой вещи. Истина — исток мышления. Истина: научная и экзистенциальная. Ограниченность научного познания: изучение наукой частностей, а не объемлющего их начала; неспособность науки обосновать самое себя, отсутствие ценностного значения в результатах научного исследования. Непостижимость истины рациональным путем: истина открывается только в проживании экзистенции.
Уровни бытия: объективный мир, экзистенция, трансценденция. Невозможность объективации экзистенции. Философская вера как подступ к неограниченному и безусловному, к трансценденции. Философия как прояснение экзистенции. Бог как трансценденция над миром. Свобода как трансцендентное начало в человеке, исток бытия самости. Человек как бытие-в-возможности. “Самим-собой-бытие”. Уникальность человеческого существования. Пограничные ситуации: обнаружение неустарнимого присутствия бытия, нас обуславливающего и превосходящего.
Коммуникация как постижение истины через сосуществование, как единение в целостности духа и условие человеческой свободы. Коммуникация как раскрытие трансценденции в общении экзистенций. Обретение человеком своей сути как требование духовной ситуации. Коммуникативная роль философии.
Философия истории: различение массы и народа. Концепция “осевого времени”.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.