Методические рекомендации по изучению дисциплины "Философия". Часть II (Темы 1-7: Предыстория философии ХХ века: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Философская герменевтика), страница 11

“Философская вера”: философия между теологией, нигилизмом и наукой. Философская вера как фундамент мышления любого человека. Вера как уверенность в истинности своих знаний. Разум как необходимый момент философской веры. Человек как предмет науки и как свобода.  Частичность и разобщенность научных знаний, необходимость их дополнения философской сферой. Несводимость человека в предмет науки. Свобода как то, что не может быть доказано тому, кто ее отрицает. Ценность единичного, конкретного человека.

Философская вера — союзница знания. Вера — единство субъективного (верования как такового: я верю) и объективного (предмета, содержания данного верования: во что я верю). Вера единит субъект и объект веры, поскольку непосредственно обращена на исток явленной в виде субъекта и объекта данности — на объемлющее бытие. Объемлющее есть как трансценденция (первоначало, нас обосновывающее и нас превосходящее) и как экзистенция (проявление бытия нами, в нас). Пространство содержания философской веры определяется переступанием границ научного познания, исследующего конечное и неспособного приблизиться к объемлющему. Философское содержание веры: безусловный и все обуславливающий абсолют, недостижимый горизонт, отдаляющийся в процессе его постижения, не сводимый к предметности и неохватный. Человек конечен как биологическое и социальное существо, ограничены и его познавательные возможности. Но он способен осознать и превзойти свою ограниченность. Бесконечное вторгается в этот мир в свободе человеческого существа.

Религия, как и философия, истинны, если обращают человека к самому себе. “Философское содержание живет в народе посредством религиозной веры”. Философское мышление проясняет религиозность — стремление к бесконечному и безусловному, изначально свойственное человеку, не замещая собой конкретные формы религии. Душа должна достичь безграничного, не вгоняя себя в рамки только одной религиозной системы (религии, в частности, библейской, свойственно притязание на исключительность). Открытость философской веры преодолевает религиозный догматизм, позволяя мыслительное прояснение “пограничных опытов человечества”. Философская вера и есть истина религии.

Литература

Тексты

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997. С. 399–404.

Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 402–404.

Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998. С. 449–451.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени. справочник по философии Запада ХХ века. М., 1994. С. 198–202.

Литература для докладов и рефератов

Типсина А. Н. Философия религии К. Ясперса. Л., 1982.

Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 5–26.

Григорьян Б. Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса // Буржуазная философская антропопогия ХХ века. М., Наука. 1986. С. 23–34.  

Жан-Поль Сартр (1905–1980). Биография: Сартр как “внимательный наблюдатель перипетий нашего столетия”. Преподаватель философии. Участник военных действий, плен и депортация в Германию. Участие в Сопротивлении. Соединение активной политической жизни с литературной, публицистической и философской деятельностью. Роман “Тошнота” (1938), пьеса “Мухи” (1943), философский трактат “Бытие и ничто” (1943), “Экзистенциализм — это гуманизм” (1946), “Критика диалектического разума” (1960).

“Бытие в себе” и “бытие для себя”. Ничто в сердце бытия. Свобода. Тошнота как  ощущение абсурдности бытия. Человек как “бесплодная страсть”. Мазохизм, садизм, любовь как формы общения. Трагичность любви.

“Экзистенциализм — это гуманизм”. Экзистенциализм — учение, которое делает возможным человеческую жизнь и которое утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает человеческую субъективность. Основное утверждение экзистенциализма — существование предшествует сущности. Разделение экзистенциализма на две ветви  — христианский экзистенциализм (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер, французские экзистенциалисты, сюда же Сартр относит и самого себя).