Методические рекомендации по изучению дисциплины "Философия". Часть II (Темы 1-7: Предыстория философии ХХ века: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Философская герменевтика), страница 12

Существование человека предшествует его сущности, что означает, что человек сначала появляется в мире, встречается и т. д., а только потом определяется, что человек абсолютно свободен, ничем не обусловлен, ничего ему не предпослано, “он есть лишь то, что сам из себя сделает”, что человек ответственен за свои действия. Экзистенциализм — это гуманизм, учение о действии, возвращающее человеку свободу, оптимизм, атеизм.

Литература

Тексты

Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Сартр Ж.-П.  Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Сартр Ж.-П. Стена. М., 1990.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Литература для докладов и рефератов

Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. М., 1976.

Филиппов Л. И. Философская антропология Ж.-П. Сартра. М., 1977.

Альбер Камю (1913–1960). Вехи биографии: трудное детство, бедность, болезни. Учеба в Алжирском университете, работа в газетах, участие в деятельности французской компартии. Война и капитуляция Франции. “Миф о Сизифе”. Работа в подпольной организации. Философская пьеса “Чума” — героический стоицизм ХХ века. “Бунтующий человек” — восстание против бессмысленности мира. Необходимость бунта и его метафизика. Бунт и абсурд. Бунт и проблема убийства. Личностное и политическое начала в бунте. Чувство меры в бунте, бунт как отказ и как согласие.

“Миф о Сизифе”. Общественно-политические условия написания работы. Проблема самоубийства как философская проблема. Понятие абсурда. Вера и разум перед лицом абсурда. Метафизический, исторический и художественные виды бунта.

Литература

Тексты

Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М., 1989.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Камю А. Сочинения. М., 1989.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Литература для докладов и рефератов

Великовский С. И. Грани несчастного сознания. М., 1978.

Кузнецов В. Н. Французская буржуазная философия ХХ века. М., 1970.

Тавризян Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977.

Фокин С. Альбер Камю. СПб., 1999.

Тема 6. Философия Мартина Хайдеггера (1889–1976)

Вехи биографии: студенческие годы, годы преподавания (Фрейбург, Марбург) и годы творчества. Нацизм. Хайдеггер и политическая конъюнктура. Несводимость философии Хайдеггера к экзистенциализму.

“Бытие и время”. Проблема бытия. Здесь-бытие — Da-sein. Человек — сущее, вопрошающее себя о смысле бытия, не позволяющее свести себя к бытию, отождествляемому с просто присутствием. Человек не может быть просто вещью среди вещей. Da-sein и заброшенность человека в мир. Бытие в возможности. Экзистенциал возможного бытия (предел возможного). Жизненный проект. От бытия к бытию в мире (проектирование). Актуализация жизненного проекта как обретение или потеря себя. Человек противостоит  ситуации, реализуя свой жизненный проект. Бытие-в-мире  не созерцательно. Мир инструментален (технэ). Инструментальная реальность опосредует и ограничивает жизнь.  Мир существует как совокупность утилизируемых вещей. Процесс утилизации наблюдается и в языке. Среди множества возможностей неизбежна та, которая отрицает все остальные. Подлинная экзистенция — выбор жизненного проекта, не утилизируемого даже смертью (шедевры, открытия, изобретения, книги, дети).