Тексты
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Вебер М. История хозяйства. Пг., 1923.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Литература для докладов и рефератов
Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. М., 1991.
Альберт Швейцер (1875–1965). Основные вехи биографии: 1899 — доктор философии, 1900 — доктор теологии. Выдающийся органист, музыковед. Врач в Ламбарене (Африка).
Философия культуры. Констатация кризиса культуры. Обстоятельства, затрудняющие борьбу за культуру: несвобода и ограниченность современного человека, принижение значения труда, поглощенность человека обществом. Этический характер культуры. Путь к возрождению культуры как пробуждение этической энергии. Принцип благоговения перед жизнью: “я есть жизнь, желающая жить среди других жизней”.
“Культура и этика”. Композиционная структура. Причина констатируемого Швейцером упадка культуры в том, что культуротворящие источники иссякли. Виновность в этом философии, догматические идеи которой оторваны от действительности, а бурно развивающиеся науки пытаются заменить философские истины (истины мышления) истинами факта. Философия, занятая своей историей, потеряла такие качества, как оптимизм и этичность, ее идеалы нежизнеспособны. Кроме того, существуют обстоятельства, затрудняющие борьбу за культуру: принижение значения труда, чрезмерная организация и регламентация производственной и общественной жизни, что приводит к ограниченности, духовной деградации, разобщенности и негуманности человека. Культура как двоякий процесс господства разума над силами природы и господства разума над человеческими убеждениями и помыслами, то есть этичность. Этический прогресс более важен, чем материальный, так как духовные ценности воздействуют на материальные, а не наоборот. Путь к возрождению культуры — пробуждение этической энергии в мыслях и идеях. Значение мировоззрения. Возрождение культуры как возрождение оптимистического мировоззрения. Культура как результат взаимодействия оптимистического мировоззрения и этики.
Литература
Тексты
Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
Швейцер А. Письма из Ламбрене. М., 1989.
Швейцер А. И.-С. Бах. М., 1964.
Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика // Восток-Запад. М., 1988.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
Литература для докладов и рефератов
Альберт Швейцер — великий гуманист ХХ века. М., 1970.
Левада Ю. А. Швейцер — мыслитель и человек // Вопросы философии. № 12. 1965.
Герберт Маркузе (1898–1979). Г. Макузе как представитель старшего поколения Франкфуртской школы. Ученик М. Хайдеггера. Разрыв с Хайдеггером по политическим основаниям. Эмиграция в США. С 1934 года сотрудник Института социальных исследований в Нью-Йорке. С 1942 — года в американской разведке. С 1954 — профессор университета в Бостоне. В 1960-е гг. идеолог “нового левого движения”.
“Эрос и цивилизация” (1955): развитие темы подавления цивилизацией человеческих инстинктов. Культура налагает на человека ограничения. Это переход от немедленного к отложенному удовлетворению, от игры к работе, от восприимчивости к продуктивности.
“Одномерный человек” (1964). Западное общество как иррационально целое. Индустриальная цивилизация — более или менее комфортабельная несвобода. Организация индустриального общества требует власти над природой и человеком и действенного использования ресурсов, рост продуктивности — напряженного (отчужденного) труда.
Навязывание стандартов потребления обществу как контроль над частной жизнью человека. Развитие технологии как способ изменения структуры общества — пролетариат больше не движущая сила истории. Понимание политической и экономической свободы как освобождения от политических и экономических проблем. Герметизация политического универсума и универсума дискурса. Удаление из высокой культуры того, что не вписывается в одномерную структуру потребления. Современное рабство определяется не мерой покорности или тяжестью труда, но статусом бытия и сведением человека к состоянию вещи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.