Методические рекомендации по изучению дисциплины "Философия". Часть II (Темы 1-7: Предыстория философии ХХ века: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Философская герменевтика), страница 13

“Письмо о гуманизме”. Ответ на брошюру Ж.-П. Сартра “Экзистенциализм — это гуманизм” и полемика с экзистенциализмом. Гуманизм как раздумье о том, как человек стал бы человечным. Но что есть человечность человека? Различные определения человечности — общественный характер человека (Маркс), человек как дитя Божье (христианство) — основываются, в свою очередь, на каком-либо истолковании природы, мира, то есть сущего в целом. Всякий гуманизм основан на метафизике, то есть, по мнению Хайдеггера, гуманизм не спрашивает о бытии человека, а определяет  его через какое-либо сущее (как например, в известном определении человека как разумного животного). Хайдеггер критикует метафизический подход и проясняет отношение человека с бытием. Человек есть в той мере, в какой он экзистирует  — основная мысль Хайдеггера, которую он пытается прояснить, обращаясь к метафорам, поэтическому языку: “человек — не господин, а пастух, сосед  бытия”, “человек вступает в просвет бытия”, “мысль — память о бытии”. Хайдеггер критикует превращение человека в субъект науки и отдает приоритет поэзии: “поэзия истиннее, чем сведения о сущем”.

 Литература

Тексты

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // М. Хайдеггер.  Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // М. Хайдеггер. Время и бытие.  М., 1993.

Хайдеггер М. Исток художественного творения // М. Хайдеггер. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Литература для докладов и рефератов

Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991.

Вальтер Бимель. Мартин Хайдеггер сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций). Челябинск, 1998.

Тема 7. Философская герменевтика

Ханс Гадамер Гадамер (р. 1900) — ученик М. Хайдеггера, основоположник философской герменевтики.

Герменевтика понимается как  практика, деятельность по осмыслению конкретного текста, теория интерпретации; как течение в современной философии. Основы последней заложены  в трудах В. Дильтея, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, фундаментально разработаны Гадамером.

“Истина и метод” — программное произведение философской герменевтики. Понимание и объяснение. Предмет понимания — смысл. Открытость интерпретации. Онтологический характер герменевтического круга. Истина как характеристика бытия. Традиция (культура) как условие понимания. Понимание — универсальный способ восприятия феноменов культуры. Понимание как экзистенциальное событие, как способ существования человека в мире (как существующего, действующего и оценивающего). Человек не только познает, но понимает мир в опыте жизни, опыте искусства, опыте истории. Истина несводима только к научному ее пониманию. Понимание текста как экзистенциальное событие человека, момент его собственного самоосмысления. Диалог как поле философской герменевтики.

Развитие герменевтических идей в философии К.-О. Апеля, Э. Бетти, П. Рикера, Ж. Деррида. Идеи  Гадамера оказали значительное влияние на представителей литературы, эстетики, искусствоведения, а также на многие философские направления. Современные философы рассматривают герменевтику как средство анализа коммуникации (К.-О. Апель, Ю. Хабермас), как критический анализ всех возможных способов интерпретации (П. Рикер), выявляют гносеологическое значение герменевтики.

Эмилио Бетти (1890–1970) — итальянский историк права, представитель герменевтики. Герменевтика для Бетти не способ философствования, а учение о процедурах понимания и интерпретации текстов. Понимание — не метафизическая, а эпистемологическая, научная проблема, правильное решение которой защитит историческое познание от произвола субъективности, даст четкие критерии его правильности. 

 Литература

Тексты

Гадамер Х. Г. Истина и метод. М., 1990.

Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Betti E. Die Hermeneutik als allgemeine Methodologie der Geistwissenschaften. Tuebingen, 1962.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.

Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

Литература для докладов и рефератов

Михайлов А. А. Современная философская герменевтика. Минск, 1986.

Гайденко П. П. Хайдеггер и философская герменевтика // Новые течения философии в ФРГ. М., 1986.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

Редактор П. А. Тимачева