Методические рекомендации по изучению дисциплины "Философия". Часть II (Темы 1-7: Предыстория философии ХХ века: С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше. Философская герменевтика), страница 3

Тема 6. Философия М. Хайдеггера

Мартин Хайдеггер (1889–1976). Смысл бытия. Открытость человеческого бытия. Страх, решимость, забота, вина, совесть как модусы собственной способности быть. Тема аффекта: новое понимание времени как экстатичности. Гуманизм как забота о человечности человека. Искусство как произведение истины. Несводимость философии Хайдеггера к экзистенциализму.

Тема 7. Философская герменевтика

 Ханс Георг Гадамер (р. 1900) как основоположник философской герменевтики. Понимание и объяснение. Предмет понимания — смысл. Открытость интерпретации. Онтологический характер герменевтического круга. Истина как характеристика бытия. Традиция (культура) как условие понимания. Понимание — универсальный способ восприятия феноменов культуры. Понимание как экзистенциальное событие, как способ существования человека в мире (как существующего, действующего и оценивающего). Диалог как поле философской герменевтики.

Развитие герменевтических идей в философии К.-О. Апеля, Э. Бетти, П. Рикера, Ж. Деррида.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1. Предыстория философии ХХ века: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

Серен Кьеркегор (1813–1855). Биография и основные работы.

Полемика с гегелевской философией. Особенности кьеркегоровского стиля философствования: ирония, псевдонимы, изображение философских проблем художественными средствами — борьба против превращения философии в систему. Истина как субъективность. Три стадии существования: эстетическая (наслаждение), этическая (долг),  религиозная (вера). Тупики эстетической стадии (гедонизм). Этическое начало как проблема выбора жизненного пути (или-или). Внутренняя слабость этического по Кьеркегору. Религиозная стадия: парадокс как истина. “Истина есть скандал разума”. Антисциентизм “рыцаря веры”.

“Страх и трепет” (1843) — философское изложение ветхозаветной истории о жертвоприношении Авраама. Своеобразная композиция трактата: художественная (лирическая) часть и философская (диалектическая) часть. Вопрос веры как основное содержание философии и главный вопрос жизни. Вера как экзистенциальный феномен, “работа экзистенции”. Невыразимость религиозного начала с помощью разума и этических категорий. Основные понятия для описания религиозной экзистенции — “двойное движение бесконечного”, “устранение этического”. Рассмотрение трех проблем (возможность отказа от этического, абсолютный долг перед Богом, молчание Авраама) как  указание на диалектический, парадоксальный характер веры. Религиозная стадия как подлинная стадия существования и  задача человека.           

Литература

Тексты

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Кьеркегор С. Повторение. М., 1998.

Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины ХIХ — начала ХХ века. М., 1988.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

Литература для докладов и семинаров

Роде П. П. Серен Кьеркегор сам свидетельствующий о себе и своей жизни (с приложением фотодокументов и других иллюстраций). Урал, 1998.

Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. М., 1970.

Шестов Л. Кьеркегор и экзистенциальная философия. М., 1992.

Мир Кьеркегора: русские и датские интерпретации творчества Серена Кьеркегора. М., 1994.

Тиллих П. Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

Артур Шопенгауэр (1786–1860). Биография и основные работы.

Анти-гегельянство и неудача академической карьеры.  Мир как воля и представление. Понятие мировой воли. Пессимизм Шопенгауэра: наш мир — наихудший из возможных миров. Анти-лейбницианство. Множественность воли. “Жизнь трагична, потому что воля слепа”. Творчество — выход за рамки волевого начала. Гений вне воли и времени.  Этика сострадания. Аскеза как радикальное освобождение от воли.