Понятие бессознательного. Три инстанции психического: (Оно—Я—Сверх-Я). Эдипов комплекс. Принцип удовольствия и принцип реальности, сублимация — как основные понятия в учении З. Фрейда. Эрос и Танатос. Критика религии: религия есть иллюзия. Неудовлетворенность культурой. Значение философии Фрейда для культуры ХХ века.
Литература
Тексты
Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1990.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Избранное. М., 1990. Кн. 1.
Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Фрейд З. Избранное. М., 1990. Кн. 2.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
Современнаязападная философия: Словарь. М., 1991.
Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.
Литература для докладов и рефератов
Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом // Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Юнг К.-Г. Зигмунд Фрейд как культурно-историческое явление // Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1993.
Рикер П. Герменевтика и психоанализ: Религия и вера. М., 1996.
Карл-Густав Юнг (1875–1961). Вехи биографии: в русле учения Фрейда, разрыв с Фрейдом, переезд в США и основание “аналитической психологии”.
Основа психики — психическая энергия, а не пансексуальность. Проблема “самости” — единства психики. Индивидуация — сознательная реализация своей единственности. Индивидуация и переходный возраст. Индивидуация и “осознание тени”. Проблема отцов и детей по Юнгу.
Различие в понимании “комплекса” у З. Фрейда и К.-Г. Юнга. Анима и Анимус. Психологические типы: экстраверт, интроверт, их разновидности.
Сознание и бессознательное как исходные противоположности психической жизни. Бессознательное: индивидуальное и коллективное. Язык бессознательного: образы, символы, фантазия. Архетипы бессознательного. Проблема понимания архетипов.
Коллективное бессознательное состоит из ассоциаций и образов, имеющих историческую природу. Через него “Я” находится в непосредственной связи со всем миром, встречается с прошлым и будущим. Душа народа — более сложная структура, чем душа народа. Архетипы (психические структуры коллективного бессознательного) — вневременные схемы, согласно которым формируются образы, мысли и чувства людей, архетипы хранят исторический опыт, выраженный в мифах, символах. Потеря связи с архаической символикой, восприятие ее как чего-то отжившего, чуждого порождает кризис культуры, в основе которого — отделение сознания от бессознательного.
Путь к духовному богатству и здоровью личности — гармонизация сознания и бессознательного.
Обусловленность творчества бессознательным. Творческий процесс как одухотворение архетипов и их развертывание, оформление в художественном произведении, перевод на язык современности. Два способа творчества: психологический и визионерский. Символизм в искусстве: символы первобытного изобразительного искусства. Символизм в искусстве ХХ века. Социальная значимость искусства: адаптация содержания коллективного бессознательного к современности.
Литература
Тексты
Юнг К.-Г. Архетипы и символ. М., 1991.
Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество: К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.
Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М., 1994.
Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
Юнг К.-Г. Ответ Иову. М., 1995.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
Долгов К. От Кьеркегора до Камю. М., 1990.
Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Литература для докладов и рефератов
Аверинцев С. С. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. М., 1972. Вып. 3.
Юнг К.-Г. о природе человека // Человек в контексте глобальных проблем / Под ред. В. Е. Ермолаевой. М., 1989.
Герхард Вер. Карл Густав Юнг сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций): Пер. с нем. Челябинск, 1998.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.