Обзор журнала «Методология и история психологии» (Тема выпуска - предмет психологии)

Страницы работы

Содержание работы

Чичинина

Обзор журнала «Методология и история психологии»

(Тематический выпуск. Предмет психологии. Том1. Выпуск1. Январь-июнь. 2006.)

Данный выпуск журнала посвящен конкретной теме - предмет психологии. Тема рассматривается с разных сторон и в разных аспектах. В журнале представлены статьи, написанные авторами, являющимися специалистами в заявленной теме.

Открывает журнал глава о предмете психологии в истории психологии.

Совершим экскурс в прошлое при помощи статьи А.Н. Ждана «Развитие взглядов на предмет психологии».

Традиционно в психологии идея души рассматривается в качестве первого определения предмета пси – это период становления предмета психологии. А период со второй половины 19в., после выделения пси в самостоятельную науку – период развития предмета психлогии и представлений о нем.

Рассмотрим первый период. Начнем с Аристотеля. Его учение о душе шире, чем область психологии. Это наука о живом. Понятие души было тем конструктором, с помощью которого объяснялись все его проявления: рост, функции питания, дыхания, размножения и др. Таким было понятие души до 17 в, когда Ф.Бэкон, опираясь на факты из анатомии и физиологии, ограничил область психологии только психическими явлениями. В 17.в. Декарт определил критерий психического как сознание. Но учение о душе сохраняется – это особая реальность, отдельная субстанция, которая наряду с телесной, имеет самостоятельное бытие – онтологический дуализм. У Дж. Локка изучение психических явлений как сознательных включено в русло философской гносеологической проблемы, вводит понятие внутреннего опыта – рефлексии. В 18 в. Немецкий философ Х.Вольф в составе метафизики выделяет психологию как философскую науку о душе и ее способностях, и выделяет две ее вида – рациональную и эмпирическую. В 19в. усилиями философов английской школы складывается ассоциативная психология. Дж.Ст.Милль дает определение предмета психологии: «предметом психологии служат единообразия последовательности – те законы, по которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим или вынуждает за ним следовать». Г.Спенсер определяет предмет психологии в контексте биологии. Это связи между сознанием и внешней средой, т.е. психика в ее функции адаптации к внешней среде. В итоге к 70-м гг.19в. оформилась ассоциативная сенсуалистическая психология как первая собственно психологическая концепция.

Теперь перейдем к развитию представлений о предмете в истории психологии как самостоятельной науки. Основание психофизики (1860) и психометрии (1869) превратили в реальность идею об измерении психических явлений – все факты были получены экспериментальным методом. С именем В.Вундта связано оформление психологии в самостоятельную науку. Он считал, что психология имеет своим предметом не внутренний опыт, в отличие от внешнего опыта как предмета естественных наук, но особую точку зрения на весь опыт. Вундт в 1879 открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Непосредственное содержание сознания как предмет психологии означало изучение сознания и включало три задачи - аналитическую, синтетическую, и исследование законов, которые действуют при возникновении этих связей. Последователь Вундта Титченер назвал это структурной психологией. Ф. Брентано же считал, что предметом психологии не могут быть содержания, а подлинно психологические феномены это акты сознания. Ведь отличительный признак психологических феноменов – их направленность на предмет. В Америке в 19в. возник функционализм – он рассматривал сознание со стороны его роли в решении практических задач в условиях профессиональной деятельности. Функционализм способствовал появлению прикладной психологии, он повлиял на становление бихевиоризма. Сеченов определял психологтю как науку о происхождении психических деятельностей, рассматривая психику как интегральную часть целостного поведения, а генетический метод – как адекватный прием его исследования. Характерной особенностью психологии периода ее становления как самостоятельной науки – с 70х гг. 19в. до начала 20в. – было отсутствие какого-либо общепризнанного понимания предмета. Это положения Ланге оценил как кризис психологии.

Разворачивались множественные экспериментальные исследования практически во всех областях психических явлений. В результате прикладных и экспериментальных исследований накапливались факты, требующие своего истолкования. Психология не выдерживала испытания себя как науки практикой. Начинается открытый кризис в психологии. Он охватывает период с начала 10х до середины 30х гг 20 в. были выдвинуты новые понимания предмета психологии, каждое из них претендовало на новое видение практической реальности, но ни одному из них не удавалось ее охватить во всей полноте. Попытки решения проблемы предпринимают создатели и последователи бихевиоризма, психоанализа (глубинная психология), описательной психологии Дильтея (вершинная психология), Дюркгейм с теорией о коллективном сознании.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
103 Kb
Скачали:
0