Проблема восприятия времени

Страницы работы

Содержание работы

Курсовая готовое.

1)Введение

2)Понятие восприятия

6)Понятие времени

7)Понятие восприятия времени

8)Теоретическая значимость проблемы восприятия времени

9)Практическая значимость проблемы восприятия времени

10)История исследований восприятия времени

11) Современные подходы (концепции) к изучению восприятия времени и результаты исследований основных направления изучения времени в психологии а)Психофизиологические аспекты восприятия времени б) психологические аспекты вп в)личностные аспекты вп

12)Изменения восприятия в процессе онтогенеза

13)Изменение (развитие) восприятия времени в процессе онтогенеза

14) факторы, оказывающие воздействие на вп.

15) план возможного исследования

16)Вывод

17)Литература

Введение.

В течение всей жизни человек непосредственно сталкивается с проблемой времени. С помощью времени человек регулирует всю свою деятельность. Можно сказать, что все, что происходит в нашей жизни и осознается нами, проходит через призму восприятия времени. Это говорит о большом значении результатов исследований в данной области для всего человечества. Действительно, к этой теме было привлечено очень много ученых из самых разных областей науки: биология, физиология, физика, философия и др. Для психологии в данной проблеме важен не сколько физический аспект времени, сколько его восприятие человеком, а именно, как индивидуум осознает продолжительность тех или иных событий. Понятие времени рассматривалось учеными психологами неоднократно, однако к настоящему времени эта проблема оказалась практически не раскрытой. Несмотря на это, вопрос остается быть актуальным, и более того, его актуальность постоянно возрастает, что связано с ускорением темпа жизни людей в век новых технологий.

Актуальность проблемы восприятия времени заключается не только в интересе с точки зрения теории, но так же имеет огромное практическое основание.

Перцепция восприятие времени интересна тем, что она имеет «скорее когнитивную, нежели физическую или нейронную основу» (Х. Шиффман 2005). Специальная длительная тренировка, как показали эксперименты М. Франсуа, на некоторое время может повысить точность временных оценок. Но даже при тренировке у испытуемых сохраняются довольно стойкие индивидуальные тенденции: одни недооценивают, другие его переоценивают (С.Л. Рубинштейн). Как показали исследования Б. М. Теплова над музыкантами, летчиками и парашютистами, точность восприятия времени может заметно повыситься в результате упражнений, в которых человек пытается сравнивать еле заметные промежутки времени. По данным этих исследований, путем упражнений можно довести точность восприятия коротких интервалов времени до удивительной точности, например, можно выработать у людей способность отличать интервалы в 1/18 с. от интервалов 1/20 с. (С. Г. Геллерштейн).В человеческом организме нет органов для восприятия времени, нет определенных сенсорных рецепторов, у человека нет конкретных ощущений, вызываемых течением времени так же, как и у времени нет вещественных признаков, которые свойственны для большинства физических стимулов. Понятие времени воспринимается нами косвенно, а эталоны, опосредующие измерение времени: секунды, минуты, часы и т.д., а также те эталоны, которые формируются при восприятии музыки, являются «результатом общей договоренности» (Т. Манн 1927).

Восприятие продолжительности временных отрезков индивидуально для каждого человека, для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь абсолютно разные значения, следовательно, для продуктивного осуществления индивидуальной деятельности, важно учитывать психологические и личностные особенности восприятия времени. Этот учет позволяет улучшать организацию деятельности человека. В исследованиях Д. Г. Элькина была выявлена прямая зависимость между восприятием времени и деятельностью: чем точнее индивидуальное восприятие времени, тем продуктивнее и успешнее совершаемая индивидуумом деятельность. Так же  Д. Г. Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер.

Понятие восприятия

Маклаков А. определил восприятие — как «целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств». Реальные процессы целостного отражения предметов, ситуаций и явлений, выходят за пределы изолированных ощущений. Все, что воспринимается человеком, предстает перед ним в виде целостных образов. Именно это отличает восприятие от ощущения - отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств. Целостное отражение предмета требует выделения основных его ведущих признаков из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форет има, вес, вкус и т.д.) с одновременной абстракцией от несуществующих признаков. Так же восприятие требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринимаемого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете. При совпадении гипотезы о предмете и получаемой информации о нем происходит узнавание, и процесс восприятия завершается. При отсутствии узнавания, человек продолжает поиски нужного решения до тех пор, пока не отнесет предмет к какой-либо категории и не возникнет полное восприятие предмета, как результат сложной аналитико-синтетической работы (Лурия).

Восприятие является активным процессом. Помимо ощущений в процесс восприятия включаются психологические процессы, в которых задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивидуума, память и мышление, внимание и направленность, речь (Шиффман). Получаемая человеком информация об объектах и явлениях окружающего его мира является результатом включения в процесс восприятия двигательных компонентов, таких как ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и др. Восприятие константно и ортоскопично (правильно). Еще одна особенность человеческого восприятия в том, что оно подвижно и управляемо, что определяется задачей, стоящей перед субъектом. Все эти особенности помогают понять условия, от которых зависит активная воспринимающая деятельность человека (Лурия).

Итак, восприятие представляет собой результат систематизации, интерпретации и осмысления информации, поступающей от сенсорных систем (ощущений) и их превращение в знания о предметах и событиях физического мира (Шиффман).

Понятие времени

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
20 Kb
Скачали:
0