Дескриптивный, в частности клиометрический подход, приводит к идее об изменчивости предмета психологии.
«Интегративная психология – возврат к предмету психологии» В.В.Козлов
В статье развитие научной психологии представлено как исходный отказ от всей полноты предмета психологии, его предельное сужение в физиологической психологии, и постепенное повторное обретение собственного предмета через стадии его расширения: психоаналитическую, бихевиористическую, экзистенциально-гуманистическую, трансперсональную, наконец, поиск коммуникации между ними и интеграцию.
Автор вычленяет семь базовых парадигм (и одновременно семь волн) в понимании предмета психологии:
1.физиологическая (предмет - физиологические акты и закономерности)
2.психоаналитическая (предмет – личность, психоанализ пытался объяснить ее динамику, задача – помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном)
3.бихевиористическая (предмет – объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешним воздействием, и сами средовые стимульные факторы)
4.экзистенциально-гуманистическая (предмет – высшие ценности, самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, этика, нравственность и экзистенциальные проблемы бытия человека в мире)
5.трансперсональная (предмет – области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывает человечество в целом, жизнь, Дух и космос)
6.коммуникативная (нацелена на обеспечение реального взаимодействия между различными подходами, научными школами, направлениями в современной психологии, на коммуникацию научных концептуальных структур. Задачей коммуникативной методологии является отработка технологии соотнесения психологических концепций и разработка конкретных процедур интеграции психологического знания)
7.интегративная:
Коммуникативная методология является необходимой стадией интегративной психологии, которая предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке и смысловом поле психологии. Интегративная методология предполагает привлечение к анализу тех психологических, философских, психодуховных традиций и подходов, которые наиболее продуктивно работают в конкретной феноменальной области психологии. В отношении уровневой организации психической реальности автор предлагает выделять при первом приближении персону, интерперсону и трансперсону, которые полностью охватывают возможную феноменологию человеческой психики, начиная от физиологических проявлений и заканчивая трансперсональными. Каждая из этих глобальных систем имеет три класса компонентов – материальные, духовные, социальные.
«Онтология психических явлений: механизмы переработки информации или ориентировочно-исследовательская активность?» С.В.Маланов
В статье противопоставляются способы описания и объяснения психических явлений, принятые: а) в рамках когнитивной психологии при использовании информационного подхода; б) в отечественном деятельностном подходе. Делается вывод о недостаточной онтологической определенности психических явлений в исследованиях, опирающихся на информационный подход в когнитивной психологии. В результате такой неопределенности становится недостаточно ясным предмет исследования. Исследование психических функций подменяется построением моделей-аналогов, описывающих возможные способы переработки и организации информации. Пока в когнитивной психологии психические функции остаются онтологически не определенными, пока четко не выделена группа объективно существующих в мире собственно психических явлений, психика будет редуцироваться либо к абстрактным гипотетическим сущностям (например, «процессам переработки информации»), либо к другим группам объективно существующих явлений (например, к физиологическим процессам в мозге).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.