Во время открытого кризиса наблюдается раскол психологии на два разных типа науки – естественнонаучный, объяснительный, другой – описательный, телеологический.
В отечественной психологии кризис совпал с крупными социальными потрясениями, вызванными революцией 1917г, что обусловило специфику его протекания. Опорной стала теория К.Маркса. Перечислим некоторые имена и теории в отечественной психологии 20 века. Корнилов – реактология(1921), Бехтерев – рефлексология(1918), Басов провозгласил предметом психологии деятельность организма в окружающей среде(1928), Выгодский – культурно-историческая теория, Рубинштейн, а затем Леонтьев - теория деятельности (деятельностный подход господствовал с 40х и до80х гг. 20в.), Гальперин выделил основной задачей изучение ориентировочной функции психики, Узнадзе – установка как общепсихологическая концепция, Мяснищев – психология отношений.
В середине 50-х гг. 20в. возникла гуманистическая психология. Ее предметом исследования является личность. В это же время появляется когнитивная психология. Ее предметом становится проблема того, как приобретается, обрабатывается, хранится и воспроизводится знание о мире и то, как она направляет наше поведение.
До настоящего момента не сложилось какого-либо общепринятого понимания предмета психологии. Работа в этом направлении продолжается. И каждая новая теория дополняет, а не заменяет собою сложившиеся до этого пути исследования.
Далее в журнале отражены методологические основания определения предмета.
В статье «О предмете психологии» ее автор, В.А.Мазилов, утверждает, что недопустимо смешивать понятия «предмета психологии» и «предмета психологического исследования», что часто происходит. Также он отмечает, что важно различать объект и предмет психологии. Объект науки – часть, объективно существующий фрагмент действительности, предмет – это объект, интерпретированный в понятиях той или иной науки. Отсюда следует, что человеческая психика является объектом многих наук, но каждая из наук выделяет в психике свой предмет, соотносимый с системой понятий этой науки.
Для психологии это оборачивается парадоксом: фактически, чтобы выделить предмет психологии (а это чаще всего так или иначе трактуемая психика) его нужно прежде задать в объекте «психика».
Мазилов акцентирует внимание на том, что предметов психологической науки может быть много. И трактовки предмета различаются в зависимости от того, с какими целями он выделяется. Функции предмета: конструирование науки – главная функция; предмет должен обеспечивать возможность движения в предметном поле психологической науки – работа «машины предмета»; функция предметного «операционного стола» - реальное соотношение результатов исследований, выполненных в разных подходах и шкалах; дидактическая функция.
Теперь основные, с точки зрения автора, характеристики предмета: он должен иметь онтологический статус, т.е. не быть искусственно «сконструированным»; он должен содержать в себе сущностное, позволяющее выявлять собственные законы существования и развития; понимание предмета должно быть таково, чтобы разрабатывать науку психологию по собственной логике.
Ещё существует множественность подходов к анализу предмета психологии: теоретический анализ; содержательный; анализ с точки зрения философии науки; сравнительно-исторический подход к анализу и т.д.
В статье показано, что может быть разработан новый подход к пониманию предмета психологии, его прообразом может быть аналитическая (комплексная) психология К.Г.Юнга. Юнг отказывается от попыток соотношения психического и физиологического, психического и биологического для того, чтобы сосредоточиться на исследовании психики как таковой, он предпочитает работать с целостностями.
Автор утверждает, что трактовка психического как только отражения не соответствует современному уровню психологических знаний. Необходимо новое широкое понимание предмета, позволяющее включить в сферу исследований психологическую реальность во всех ее проявлениях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.