ЗФ ОАО ГМК «Норильский никель»
ПО «Норильскэнерго»
ТЭЦ-3
по эксплуатации электродвигателей ТЭЦ-3.
г. Норильск – 2004 год
ПО «Норильскэнерго»
ТЭЦ-3
Утверждаю:
Главный инженер ТЭЦ-3
___________В.М.Ломенко
«____»____________2004г.
И Н С Т Р У К Ц И Я
по эксплуатации электродвигателей ТЭЦ-3.
1. Общая часть.
Настоящая инструкция распространяется на обслуживание электродвигателей, установленных на ТЭЦ-3 и обязательна для начальника смены эл. цеха (НСЭ), начальника смены КТЦ, дежурных эл. монтёров, ст. машинистов котлотурбинного цеха, дежурного персонала химического цеха.
1.1. В связи с особой важностью механизмов собственных нужд (с.н.) на электростанциях большое значение приобретают пусковые характеристики электродвигателей, их способность сохранять устойчивость работы в аварийных режимах.
Исходя из этого, преимущественное распространение для привода механизмов с.н. получили асинхронный электродвигатели с короткозамкнутым ротором. Эти двигатели конструктивно просты, надёжны в эксплуатации, имеют сравнительно высокие к.п.д. и относительно небольшие габариты и стоимость.
Большим преимуществом асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором является возможность их пуска от полного напряжения сети без специальных пусковых устройств и способность электродвигателей восстанавливать нормальный режим работы после глубоких понижений питающего напряжения (самозапуск).
На механизмах, которые необходимо сохранить в работе при аварийном исчезновении напряжения на шинах с.н., применяются электродвигатели постоянного тока, питающиеся от аккумуляторных батарей (резервные маслонасосы турбин и системы маслоснабжения уплотнений вала генератора).
Для привода механизмов мостовых кранов применяются асинхронные электродвигатели с фахным ротором, которые имеют большие пусковые моменты и возможность регулирования частоты вращения.
Типы и параметры основных электродвигателей, установленных на ТЭЦ-3 указаны в приложении №1.
1.2. Принцип действия асинхронного электродвигателя. При подведении к статору асинхронного двигателя трёхфазного напряжения возникает вращающееся магнитное поле.
При вращении магнитный ток статора пересекает стержни обмотки ротора и индуцирует в них токи, взаимодействия которых с магнитным потоком статора создаёт вращающий эл. магнитный момент, увлекающий ротор по направлению вращения магнитного поля статора.
Синхронная частота вращения магнитного потока статора определяется частотой сети (и числом полюсов /р):
Пс = 60 /р
Частота вращения ротора асинхронного двигателя не может достигнуть синхронной (Пс), т.к. в этом случае поток статора будет неподвижен относительно ротора и токи в стержнях ротора, а следовательно и вращающий момент станут равны 0. В связи с этим частота вращения ротора асинхронных двигателей всегда отличается от синхронной, (ротор вращается не синхронно или асинхронно с полем статора):
П = Пс (1 - §)
- скольжения от 2 до 5%.
В процессе работы эл. двигателя скольжение меняется в зависимости от нагрузки на его валу.
1.3. Конструкция асинхронных эл. двигателей (АД) с короткозамкнутым ротором.
1.3.1. Статор АД состоит из магнитопровода, трёхфазной обмотки и станины.
Магнитопровод набирается из кольцевых изолированных пластин электротехнической стали толщиной 0,5 мм, которые собираются в пакеты отдельно друг от друга радиальными вентиляционными каналами.
Магнитопровод находится в станине (корпусе) двигателя. Станина с помощью лап неподвижно закрепляется на фундаменте.
Обмотка статора укладывается в пазах магнитопровода. В зависимости от расположения обмоток разноимённых фаз по диаметру статора АД имеют разное число пар полюсов (р), от которого зависит частота вращения АД.
1.3.2. Ротор АД состоит из магнитопровода, многофазной короткозамкнутой обмотки, вала, вентилятора (или 2-х).
Магнитопровод ротора набирается из кольцевых пластин эл. технической стали.
Стержни к.з. обмотки отливаются из алюминия (или его сплавов) как одно целое с торцевыми кольцами, образуя так называемую "беличью клетку".
1.3.3. Вал ротора опирается на подшипники скольжения (на эл. двигателях ПЭН, СН, ДВ, ДС) или подшипники качения, которые с помощью подшипниковых щитов и крышек сопрягаются со станиной.
1.3.4. Охлаждение двигателя осуществляется наружным или внутренним вентилятором, который крепиться на валу и вентиляционными лопастями, отлитыми вместе с обмоткой ротора.
1.3.5. Эл. двигатели ПЭН имеют замкнутую систему вентиляции. Воздух вентиляторами прогоняется через встроенные воздухоохладители, к которым подводится охлаждающая вода и поступает для охлаждения магнитопровода и обмоток.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.