Общая концепция системы повременного учета стоимости. Сравнительный анализ систем СПУС различных производителей, страница 18

Разнообразие ассортимента систем повременного учета стоимости на современном телекоммуникационном рынке ставит перед оператором, собирающимся внедрить СПУС, задачу наиболее рационального выбора. В такой ситуации он должен сравнить представленные системы по определенным критериям. Разумеется, что список этих критериев и приоритеты для каждого из случаев будут индивидуальны, однако можно выделить наиболее общие требования, которые так или иначе нужно иметь ввиду при выборе оборудования повременного учета стоимости. Далее рассмотрим эти требования.

1) Сервис.

Кроме установки системы “под ключ” и получения технических консультаций по “горячей линии”, для успешной эксплуатации СПУС важно наличие сервисных центров и центров обучения в России. Идеальным вариантом будет являться наличие таких центров в территориальной близости к месту непосредственной эксплуатации купленного оборудования.

2) Масштабируемость.

Программная часть системы при увеличении нагрузки не должна требовать переделок и доработок. Увеличение возможностей должно достигаться соответствующим расширением аппаратной части (добавлением процессоров, увеличение дисковой подсистемы   и т.п.). В этом случае оператор не столкнется с ситуацией, когда при возросшей емкости станции потребуются радикальные изменения программного обеспечения.

3) Надежность.

Надежность СПУС обеспечивается надежностью базовых программных средств: СУБД и средств разработки, надежностью поставщика прикладного программного обеспечения и технологий, используемых при разработке системы. Очевидно, что на надежность разработанной системы  будет напрямую зависеть от времени присутствия разработчика на рынке, степени владения базовыми программными средствами  и опыта внедрения разработанных систем на сетях России.

4) Гибкость.

Для того, чтобы система действительно эффективно работала на предприятии, при внедрении всегда приходится что-то дорабатывать, достраивать и адаптировать. К тому же система должна позволять решать и перспективные задачи оператора, которые могут быть не совсем ясны в настоящее время.

Обеспечить гибкость можно за счет таких качеств системы, как настраиваемость, модульность и открытость.

Настраеваемость системы определяется количеством настроечных параметров, задаваемых в справочниках системы, и является продуктом обобщения решений из “родственных” проектов. Таким образом, чем больше отличающихся друг от друга проектов выполнено на основе системы, тем больше концентрирован в ней опыт разработчиков, тем больше у системы возможностей для настоек.

Модульность системы обеспечивается выделением в ней подсистем с четко описанными интерфейсами между ними. Модульность более низкого уровня обеспечивается выделением в подсистемах функций (или иных программно-информационных единиц), позволяющих  полностью решить конкретную задачу. Примеры функций: ввод платежа, корректировка счета, загрузка данных с коммутатора и т.п. Очень важно наличие средств администратора системы, которые должны позволять формировать автоматизированные рабочие места конечных пользователей без программирования, лишь путем предоставления пользователям необходимых прав доступа к функциям базы данных.

Открытость системы определяется наличием детального описания состава системы, а также исходного кода программных компонентов. Открытость системы подразумевает передачу разработчиком системы ее исходного кода специалистам телекоммуникационного оператора, а также обучение этих специалистов структуре базы данных и устройству системы. Это обеспечивает независимость оператора от разработчика при сопровождении системы во время всего жизненного цикла и при необходимости проведения ее модернизации и развития.

4)  Цена.

Особенность ценообразования СПУС заключается в том, что их стоимость, также как и стоимость АТС, обычно не фиксирована, а зависит от числа номеров. Поэтому для характеристики часто используется параметр “цена за номер”.