2) Акты представительных органов власти: БК РФ, ФЗ «О бюджетах», Законы субъектов РФ, «Решения органов местного самоуправления о бюджетах»
3) Указы Президента РФ, акты губернаторов.
4) Акты исполнительных органов власти общей и специальной компетенции.
Система: 3 института.
1. Правовое регулирование доходов
2. Правовое регулирование расходов и бюджетное финансирование
3. Бюджетного процесса.
Нормы:
1) Регулятивные и охранительные
2) Нормы-принципы, нормы-дефиниции
3) Материальные и процессуальные
Субъекты:
1) Общественно-территориальные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)
2) Органы государственной власти и МСУ
3) Бюджетные учреждения.
Основные принципы:
1) Федерализма
2) Развития местного самоуправления
Гарантирована самостоятельность субъектов при осуществлении полномочий.
Доходы и расходы бюджета.
1. Понятие и виды доходов бюджета.
Статья 6 БК: доходы – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением источников финансирования бюджета.
Доходы бюджета представляют собой систему экономических отношений, возникающих по поводу формирования бюджетных и внебюджетных денежных фондов.
Различного рода платежи, поступающие в бюджет и внебюджетные фонды от организаций и физических лиц.
Основным источников дохода бюджета является национальный доход.
Доходы бюджета выражаются в отчислениях от прибыли организаций, отчислений от заработанной платы и доходов физических лиц, это аренда собственников земли, это банковский процент (прибыль банков). Может относиться национальное богатство, доходы от собственности, доходы от продажи золотовалютных запасов и национальных ценностей. Это основные источники доходов.
К дополнительным (временным) источникам доходов относятся следующие источники:
1. Кредитный метод.
Данный источник является временным, поскольку основывается на принципах возмездности и возвратности.
2. Эмиссия бумажных денег
К эмиссии государство прибегает в случае, когда получение доходов невозможно или затруднительно, а расходы безотлагательны.
Отношения, связанные с доходами регулируются бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах и иным законодательством, регулирующим поступление доходов в бюджет.
Согласно статье 41 БК РФ, доходы по методам взимания делятся на следующие виды:
1. Налоговые доходы – это доходы, поступающие в бюджет от уплаты федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов, от уплаты специальных налоговых режимов, а также уплаты пеней и штрафов.
2. Неналоговые доходы – это доходы, поступающие от использования имущества (аренда, купля-продажа имущества), доходы, поступающие от оказания платных услуг, доходы, поступающие от применения мер гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой ответственности, средства самообложения граждан и иные доходы.
3. Безвозмездные перечисления –это финансовая помощь из одного бюджета в другой бюджет в форме дотаций, субвенций, субсидий межбюджетных трансфертов.
Безвозмездные перечисления от юридических и физических лиц субъектов международного права и пожертвования.
В зависимости от зачисления в бюджет, все доходы являются собственными доходами бюджета. К ним относятся: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.
В зависимости от государственного устройства, доходы бюджета делятся на доходы федерального бюджета (глава 7 БК), доходы региональных бюджетов (глава 8 БК), доходы местных бюджетов.
2. Расходы бюджетов.
Статья 6 БК: расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением источников финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета представляют собой систему экономических отношений, возникающих в связи с использованием средств бюджетных и внебюджетных денежных фондов.
Расходы распределяются между бюджетами в соответствии с их компетенцией.
В зависимости от компетенции расходы бюджета осуществляются в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип значимости. Он означает, что из соответствующего бюджета осуществляется расходование средств, в соответствии с установленной компетенцией.
2. Принцип подчиненности. Он означает, что органы власти финансируются из определенного бюджета в соответствии с их подчиненности.
Расходы бюджета можно разделить по следующим основаниям:
1) Предметная направленность расходов.
Это группировка расходов по осуществлению определенного направления в общих государственных либо в общих целевых расходах (финансирование образования, обороны).
2) Организационная направленность расходов – это распределение расходов в соответствии с утвержденными законами о бюджетах программами.
3) Отраслевая направленность расходов.
В соответствии с отраслевой направленностью расходов экономика делится на отдельные отрасли. В нормативном акте о бюджете закрепляется определенный объем денежных средств на развитие определенных отраслей.
4) Ведомственная направленность расходов.
Это направления расходов по основным направлениям деятельности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
В зависимости от закрепления в бюджете расходы бюджета бывают запланированными или незапланированными.
Запланированные расходы осуществляются в соответствии с утвержденным нормативным актом о бюджете. Незапланированные расходы возникают вследствие возникновения каких-либо чрезвычайных ситуаций либо кризисных явлений.
В зависимости от государственного устройства, расходы делятся на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ и расходы местных бюджетов.
Формой расходования бюджетных средств являются бюджетные ассигнования.
Бюджетные ассигнования – это объем денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Бюджетные ассигнования бывают следующих видов:
1. Бюджетные ассигнования на оказание услуг, поставку товаров, выполнение работ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.