Финансовая система РФ. Источники финансового права. Финансово-правовые нормы, страница 5

-материальные и нематериальные блага, на которые направлена воля участников правоотношения.

1. те объекты которые можно легко определить при анализе финансово-правовой нормы (налоги, бюджет дотации-определяемые объекты)

2. объекты, которые нельзя определить при анализе финансово-правовой нормы (определяемые логически) – результаты деятельности субъектов финансовой деятельности.

Финансовый контроль, бюджетный процесс.

Содержание:

Реализация субъектами своих прав и обязанностей.

Виды правоотношений:

Регулятивные (абсолютные и относительные) и охранительные.

По содержанию финансово-правовых норм:

1.  Материальные

2.  Процессуальные

По предмету регулирования:

1.бюджетные

2.налоговые

3.страховые.

В зависимости от объекта:

1.  Имущественные

2.  Неимущественные

Субъекты финансового права.

1.  РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

-Имеют право формировать собственный бюджет, устанавливать на своей территории налоги и сборы и контролировать порядок их уплаты.

-могут осуществлять внутренние и внешние заимствования

-могут предоставлять кредиты и гарантии

-РФ может осуществлять эмиссию денег.

2.  Органы государственной власти и МСУ.

1)  Представительные органы:

-имеют право рассматривать и утверждать проекты бюджетов, бюджетную отчетность, осуществлять финансовый контроль через специально созданные органы контроля.

2) исполнительные органы (общей компетенции)

-выступают стороной в государственных и муниципальных кредитах, представляют проекты бюджетов в законодательные органы.

Исполнительные органы (специальной компетенции)

-имеют право составлять проекты  бюджетов, исполнять бюджеты, составлять отчетность, осуществлять финансовый контроль.

3.  Коллективные субъекты.

-получают средства из бюджетов

-платят налоги

4. индивидуальные субъекты (Резиденты, не резиденты, получающие доход от источника, находящегося в РФ; ИП)

-могут получать средства из бюджета и внебюджетных фондов.

-платят налоги.

Субъекты финансового права должны обладать правосубъектностью.

-не установлен возраст наступления деликтоспособности.

-в налоговом законодательстве установлено, что деликтоспособность наступает с 16 лет.

- вступление в отношения, в которых участвует орган государственной власти, необходимо определять от чьего имени орган вступает в отношения.

Финансовый контроль. Понятие, задачи, принципы.                                  05.10.10

Реализация финансового контроля (за всеми распределительными процессами)

Зуев – финансовый контроль – это обособленная функция деятельности по контролю за ним. Проверка процесса формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.

Химичева – проверка законности финансовой деятельности.

Орган контроля должен получить обратную связь от субъекта контроля, об исполнении им принятого решения контрольного органа.

-Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, общественных организаций по проверке своевременности и полноты поступления доходов в денежные фонды, справедливость их распределения и целевого использования , выявление нарушений финансовой дисциплины и установление обратных связей.

Субъекты контроля: организации, подлежащие контролю со стороны контрольных органов. Субъекты, принимают решение по результатам контроля.

Предмет: информация, поддающаяся денежной оценке.

Объект: отношения, складывающиеся по поводу распределения, формирования денежных средств.

Цель – надлежащее использование финансовой деятельности.

Задачи – выполнение органами государственной власти функций по распределению, формированию и использованию денежных средств.

-выполнение организациями и гражданами денежных обязательств перед государством

-использование гос и мун предприятиями и организациями, находящихся денежных средств.

-соблюдение правил совершения финансовых операций (расчеты, хранение денег).

-соблюдение финансового законодательства.

Принципы – основополагающие положения, на основе которых проводятся контрольные мероприятия.

1)  По организации системы контроля

-независимости контрольных органов от субъектов контроля.

-разграничения полномочий контрольных органов в соответствии с разграничением функций и полномочий представительных и исполнительных органов власти.

-координация деятельности контрольных органов.

2) осуществления финансового контроля:

-объективности

-законности

-гласности

-плановости

-системности.

Процесс контроля – деятельность по осуществлению контрольных мероприятий.

Виды финансового контроля.

1)  В зависимости от полномочий:

 Государственный и негосударственный финансовый контроль

Государственный контроль

Негосударственный контроль

-осуществляется органами государственной власти, обладающими по отношению к субъектам контроля властными полномочиями.

1. общегосударственный финансовый контроль

А) представительных органов власти

Б) Президентский контроль

В) представительных органов власти общей компетенции (Правительство)

2. Межведомственный финансовый контроль

-исполнительные органы власти общей компетенции

А) бюджетный

Б) налоговый

В) валютный

Г) страховой надзор

Д) банковский надзор

Е) контроль за противодействием легализации доходов, нажитых преступным путем.

3. ведомственный контроль.

-структурными подразделениями центрального аппарата министерств, служб, агентств либо отделами внутри каждого структурного подразделения.

А) внутриведомственный

Б) внутрихозяйственный

-контроль , осуществляемый субъектами, не обладающими властными полномочиями, осуществляется на основе принципов добровольности и инициативности.

1. общественный

2.муниципальный

3.аудиторский

4. внутрихозяйственный

2)  По времени проведения:

-предварительный – проводится в ходе составления финансовых планов

-текущий – при исполнении финансовых планов

Последующий – после исполнения финансовых планов.