1) Алексеев: Финансовое право не является самостоятельной отраслью права, а является частью норм административного и конституционного права в сфере управления финансов.
2) Финансовое право – самостоятельная отрасль права.
1. Административная школа (Карасева)
Выделилось из государственного и административного права.
Финансовая деятельность: исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти. Организационно-управленческие отношения. Регулирование экономики.
Финансовое право: обособленная часть государственного и административного права по практической организации финансов.
2. Чистые финансисты.
Химичев: финансовое право не выделялось не из каких отраслей права, а возникло в момент появления государственного и административного права, ее появление связано с возникновением институтов налогов и займов.
3) Финансовое право является комплексной отраслью права (Андреев).
Финансовое право включает в себя бюджетное право, налоговое право, страховое, банковское, правовые основы организации сберегательного дела.
Система финансового права.
-совокупность правовых норм, регулирующих правовую сферу общественных отношений с делением их на части, разделы, институты.
-единство финансово-правовых норм с делением их на общую часть, особенную, которая в свою очередь делится на отдельные правовые институты.
Общая часть: содержит нормы, регулирующие общие положения отрасли, закрепляет основные понятия, задачи финансовой деятельности, принципы финансового права, формы и методы финансового контроля, формы и деятельность органов государства по формированию и распределению денежных фондов.
Особенная часть: делится на отдельные правовые институты, каждый из которых регулирует определенную сферу общественных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.
1. Институт бюджетного права
-закрепляет основные понятия и принципы бюджетного права, бюджетные правоотношения, основные виды доходов и расходов, источники финансирования дефицита бюджета, бюджетный процесс, меры ответственности, применяемые в нарушителям бюджетного законодательства.
2. институт правового регулирования государственных и муниципальных доходов.
-закрепляет основные виды собственных доходов бюджета (налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления).
3. институт правового регулирования государственных и муниципальных расходов и финансирование.
-закрепляет порядок осуществления общего финансирования и сметно-бюджетного.
4. институт правового регулирования финансовых предприятий, организаций, учреждений.
-закрепляет виды денежных фондов, формирование предприятий и порядок использования средств этих денежных фондов.
5. институт правовых основ страхования.
-регулирует порядок создания страховых фондов в целях исполнения страховщиком обязательств по добровольному и обязательному страхованию.
6. институт правовых основ банковского кредита.
- регулирует порядок привлечения кредитных организаций временно свободных денежных средств юридических и физических лиц с дальнейшей передачей их на условиях возмездности и возвратности иным субъектам.
7. институт правовых основ денежной системы и валютного регулирования.
- закрепляет порядок осуществления эмиссии денег, осуществление наличного и безналичного расчетов, установление правил ввоза, вывоза, обмена валюты.
Источники финансового права.
1) Конституция РФ, уставы субъектов РФ
2) Акты законодательных органов власти (ФКЗ, ФЗ, Законы субъектов РФ)
Бюджетный кодекс РФ, Налоговый, Таможенный, ФКЗ «О правительстве РФ», ФЗ «О бюджетах» и другие ФЗ
Законы субъектов РФ о бюджете РФ и бюджете фонда обязательного медицинского страхования (территориальный)
3) Акты Президента РФ, Акты высших должностных лиц субъекта РФ
4) Акты исполнительных органов власти РФ и субъектов РФ
5) Акты, связанные с муниципальным образованием (уставы, акты органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность государства 17.09.10
Понятие финансовой деятельности и ее особенности. Это работа уполномоченного органа по формированию, распределению и использованию государственного и муниципального бюджета и внебюджетных, централизованных, децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения задач и функций государства и местного самоуправления.
1) Формирование денежного фонда
-аккумуляция на едином счете денежного фонда всех запланированных и незапланированных доходов. Доходы бывают налоговыми и неналоговыми.
2) распределение средств денежного фонда.
-собранные доходные источники подлежат распределению между материальными и нематериальными сферами, между общественными территориальными образованиями, а также субъектами, на которых возлагаются функции по реализации принятых программ.
3) использование средств денежного фонда.
-это непосредственное расходование денежных средств субъектами, имеющими право на получение средств из соответствующего денежного фонда, в целях исполнения задач и функций государства и местного самоуправления.
Особенности финансовой деятельности.
1. Финансовую деятельность осуществляют практически все органы государства и местного самоуправления. Законодательные органы определяют порядок осуществления финансовой деятельности.
Исполнительные органы – отвечают за составление проекта бюджета, его исполнение, составление бюджетной отчетности и проведение финансового контроля.
2. Двойственная природа финансовой деятельности.
Финансовую деятельность необходимо рассматривать как экономическую и правовую категорию.
Как экономическая категория представляет собой разновидность организационно-управленческой функции государства.
Происходит распределение и перераспределение денежного фонда национального дохода, формирование и использование фондов накопления и фондов потребления.
Как правовая категория представляет собой разновидность управленческой деятельности, попадающей под жесткое нормативное регулирование.
Принципы финансовой деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.