Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Часть 1 (Тематика рефератов в соответствии с планами проведения семинарских занятий, рекомендации к их выполнению)

Страницы работы

Содержание работы

        Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра социологии, политологии и права

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к научно-исследовательской работе студентов

по курсу “Социология”

(Часть 1)

Новокузнецк

2003

ББК 60.5я7

Рецензенты:

Кафедра философии НФИ КемГУ (к.ф.н., доцент Н. А. Иванова)

Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Ч. 1/ Сост.: Е. А. Сафонова: СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. – 45 с.

Данные методические указания предназначены для студентов дневного отделения, изучающих курс “Социология”. В них содержатся темы рефератов в соответствии с планами проведения семинарских занятий по этому курсу, рекомендации к их выполнению и список литературы к каждой теме.

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для студентов, изучающих курс “Социология”. В них даны рекомендации к научно-исследовательской работе студентов. Спектр выполняемых студентами научно-исследовательских работ достаточно широк. На кафедре социологии, политологии и права обычно используются две формы такой работы: рефераты и деловая игра “Социологическое исследование”. В связи с этим, настоящие методические указания будут состоять из двух частей. Первая содержит методические рекомендации к реферативной работе студентов, вторая – рекомендации к проведению студентами прикладного социологического исследования.

В предложенных методических указаниях содержатся предлагаемая кафедрой тематика рефератов в соответствии с планами проведения семинарских занятий, рекомендации к их выполнению и список литературы к каждой теме. В них также изложены требования по содержанию и оформлению рефератов, описаны особенности реферативной работы и ее основные этапы.

Что такое реферат?

Реферат, как написано в “Толковом словаре русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова, - это “краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада; реферат – доклад на заданную тему по определенным источникам”.

Реферат – это форма самостоятельной научно-исследовательской работы студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения и дает собственный взгляд на нее. Содержание реферата должно быть логичным и обоснованным,  изложение материала носить проблемный характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.

Цель такой работы – детальное изучение студентом конкретной научной проблемы, что невозможно сделать преподавателем в рамках лекции, и ознакомление с ней других членов студенческой группы. Она призвана дать дополнительный материал для обсуждения, уточнить некоторые понятия и категории изучаемой науки и ввести новые.

Реферат создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явления действительности. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изучаемой литературы.

Этапы работы над рефератом

1. Подбор и изучение основных литературных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

2. Составление плана реферата, который согласуется с преподавателем.

3. Написание реферата по схеме: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов, их обобщение – создание нового текста (реферата). Каждый пункт реферата целесообразно завершать обобщением.

4. Оформление текста реферата.

5. Публичное выступление с результатами исследования.

Требования к структуре реферата

Титульный лист (см. приложение А)

Оглавление, в нем последовательно излагаются названия глав и параграфов, указываются страницы, с которых они начинаются.

Введение, в котором обосновывается выбор темы через определение ее значимости и актуальности, обозначается цель исследовательской работы, дается характеристика используемой литературы.

Основная часть, состоящая из двух глав, включающих ряд параграфов.

Заключение, где подводятся итоги исследования по каждой главе в соответствии с логикой работы (обычно переносятся обобщения, сделанные в конце каждой главы или параграфа), даются рекомендации или намечаются пути дальнейшей разработки рассматриваемой тематики.

Список литературы.

Требование к оформлению реферата

Рекомендуемый объем реферата – 15-20 печатных страниц (шрифт 14, межстрочный интервал - 1,5, правое поле - 3 см, левое – 1,5, верхнее и нижнее - 2,5 см).

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Необходимо избегать частого повторения слов, употребления одинаковых словосочетаний и оборотов. Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата – все приводимые факты и цитаты должны иметь ссылку на источник.

В заключение реферата делаются общие выводы.

В конце работы приводится список литературы по алфавиту.

Критерии оценки реферата

- актуальность выбранной темы;

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
246 Kb
Скачали:
0