Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Часть 1 (Тематика рефератов в соответствии с планами проведения семинарских занятий, рекомендации к их выполнению), страница 5

Тема 3. Социальная деятельность и ее основные механизмы

Реферат 1

 Концепция социального действия М. Вебера

Рекомендации

Работу над данным рефератом рекомендуется начать с описания особенностей веберовской социологической теории в целом, ее идейных истоков.

Основная часть работы должна быть посвящена определению Вебером понятия социального действия. Покажите его отличия от других, несоциальных, действий, перечислить выделенные Вебером типы действия в порядке усиления их рационализации.

В заключение отметьте, какой тип социального действия преобладает в современном обществе и почему.

Литература

1.  Антонович И.И. Буржуазная социологическая теория/                    И.И. Антонович. – Минск: Высшая школа, 1981. - С. 118

2.  Волков Ю.Г. Социология: история и современность/                    Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 211

3.  История буржуазной социологии XIX - нач. ХХ вв/ Отв.ред.                  И. С. Кон. - М.: Наука, 1979. - С.272

4.  История социологии: Учеб. пособие/ Под ред. А.Н. Елсукова.-Минск.: Высшая школа, 1997. - С. 150

5.  Классики теоретической социологии ХХ века: Рабочая тетрадь/ В.Г. Николаев.- М.: ГУВШЭ, 2001. - С. 15

6.  Кравченко А.И. Социология: Учебник/ А.И. Кравченко.- М.: Логос, 1999.-С.87

7.  Общая социология: Учеб. пособие/ Под общ. ред.                          А. Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 109

8.  Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия/   Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д. Ковалев. – М .: Наука, 1994. - С. 76

9.  Фролов С.С. Социология: Учебник/ С.С. Фролов. - М.: Логос, 1997. - С. 133

Реферат  2

Теории межличностного взаимодействия

Рекомендации

Социальное взаимодействие – основная социологическая категория. Тому, как возможно взаимодействие между индивидами, уделяли внимание многие теоретики социологии. К особенно ярким концепциям межличностного взаимодействия относятся теории обмена (Д. Хоманс) и символический интеракционизм (Мид, Блумер).

Основную часть реферата посвятите трактовке обмена Д. Хоманса. Особое внимание обратите на пять основных постулатов обмена, выдвинутых американским социологом, которые объясняют социальное поведение. Далее рассмотрите проблему взаимодействия в исследованиях представителей символического интеракционизма,  делающих акцент на системе общезначимых символов, которые возникают в процессе интеракции и делают возможным понимание индивидами друг друга. 

В заключении работы дайте сравнительный анализ трактовки взаимодействия в изученных теориях. 

Литература

1.  Волков Ю.Г. Социология: история и современность/ Ю.Г.Волков.- Ростов н/Д: Феникс,-1999. - С. 494

2.  Кравченко А.И. Социология: Учебник/ А.И. Кравченко. - М.: Логос, 1999.-С.107

3.  Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие/                       А.И. Кравченко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 211

4.  Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии// СоцИс. - 1997. - №5. - С.85

5.  Тернер Дж. Структура социологической теории/ Дж. Тернер. - М.: Прогресс, 1985. - С. 271

6.  Хоманс Дж. К. Социальное поведение: его элементарные формы// РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Сер.11. - 2001. - № 3. -   С. 132; № 4. - С. 98

Реферат 3

Концепция иерархии потребностей А. Маслоу

Рекомендации

Потребности – движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий. Первым, кто выявил их роль и структуру был американский психолог А. Маслоу.

Начиная изложение концепции Маслоу, покажите, каков порядок их расположения: от низших, биологических к высшим, духовным. Далее подробно остановитесь на каждой из выделенных им потребностей, подчеркнув силу их воздействия на человека и его поведение. Свяжите потребности с понятием личности: на какой ступени иерархии может идти речь о личностных потребностях, которые различают людей.    

В завершении реферата напишите, что происходит с личностью при подавлении потребностей любого уровня.

Литература