Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Часть 1 (Тематика рефератов в соответствии с планами проведения семинарских занятий, рекомендации к их выполнению), страница 16

Основную часть реферата рекомендуется посвятить анализу основных предпосылок возникновения и развития социальных движений. Ознакомьтесь с жизненными циклами социальных движений, подчеркнув его возможные позитивные последствия. Подробно остановитесь на такой разновидности социальных движений как революция, опишите ее особенности.

В заключении покажите роль и место социальных движений в развитии современных обществ.

Литература

1.  Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие/                            А. И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 215

2.  Социология для технических вузов/ Науч. ред. С. Н. Яременко. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2001. – С. 223

3.  Социология: Учеб. пособие/ А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов,              А. Н. Данилов. – Минск: НТООО “Тетра-Системс”, 1998. – С. 210

4.  Сорокин П. Социология революций// Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

5.  Фролов С.С. Социология: Учебник/ С.С. Фролов.-М.: Наука, 1994.-С. 285

6.  Штомпка П. Социология социальных изменений/ П. Штомпка.-М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 345

Реферат 3

Социология революций

Рекомендации

Во введении укажите основные особенности революционных движений, покажите условия, специфику исторической эпохи, в которой возникают революции. Объясните, почему 19 век считают веком революций.

В основной части работы рассмотрите основные концепции революций. К ним относятся теория революционного развития общества К. Маркса, психологическая теория “относительной депривации” Джеймса Дэвиса, рассмотрение революции как формы протеста Чарльза Тили. Центральное место должен занять социологический анализ революции русского социолога П. Сорокина, изложенный в его известной работе “Социология революций” [6]. Особое внимание при его изучении рекомендуется обратить на причины революции и ее основные стадии протекания. Интересным также видится анализ Сорокиным русских революций, очевидцем которых он являлся.

В заключительной части работы напишите о том, возможны ли революции как форма социальных изменений в 21 веке, или эпоха революций закончилась.

Литература

1.  Гиддинс Э. Революции и общественные движения// Диалог. – 1992. - № 6-7. – С. 64

2.  Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие/                       А. И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 268

3.  Крапивинский С. Э. Социальная философия: Учебник/                    С. Э. Крапивинский. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – С. 315

4.  Социология для технических вузов: Учеб. пособие/ Науч. ред.         С. Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 360

5.  Социология и социальная антропология: Межвузовский сборник/ Под ред. В. Д. Виноградова, В. В. Козловского. – СПб.: Алетейя, 1997. –       С. 259

6.  Сорокин П. Социология революций// П. Сорокин Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

7.  Штомпка П. Социология социальных изменений/ П. Штомпка.-М.: Аспект Пресс, 1996. - С. 345

Тема 12. Социальные изменения и проблемы прогресса

Реферат 1

Концепции социальной эволюции в социологии

Рекомендации

В социологической теории существует множество концепций, описывающих развитие общества. Родоначальником социального эволюционизма является Г. Спенсер, определивший универсальный закон эволюции.

В основной части работы рассмотрите концепцию социальной эволюции, заключающуюся в постепенном переходе от “общества с механической солидарностью” к “обществу с органической солидарностью” Э. Дюркгейма, в основе которого лежит углубление общественного разделения труда. Далее изучите идеи Ф. Тенниса, полагавшего, что в основе общественного развития лежит переход от “общины” к “обществу”. Для Л. Моргана движущая сила социальных изменений – изобретения и открытия, для О. Конта – совершенствование способов получения и закрепления знаний.   

После рассмотрения ряда перечисленных концепций социальной эволюции, выделите общие для всех них черты.

Литература