Исследование переходных процессов и качества регулирования САУ. Исследование устойчивости САУ

Страницы работы

Содержание работы

2.  ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ И КАЧЕСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ САУ

Переходные процессы и качество САУ

Устойчивость системы автоматического управления − необходимое, но далеко не достаточное условие, обеспечивающее высокое качество регулирования. Синтез систем управления должен осуществляться с учетом требований высоких показателей качества управления, достаточно хороших переходных процессов. Поэтому при исследовании САУ возникает задача расчета переходных процессов. Для этой цели используются аналитические (графо-аналитические) методы и моделирование.

Рассматривается задача построения переходных процессов аналитическими методами и моделированием, устанавливается связь между видом логарифмических частотных характеристик и характером переходных процессов.

Исследуем переходные процессы в системе стабилизации угла крена ЛА, которая задается следующей системой уравнений:

                                                            1) ;

                                                  2)                                                (3.1)

                                                            3)

где  − угол крена;  − угловая скорость крена; − угол отклонения рулей элеронов;  − заданное значение угла крена;  и   − передаточные числа контура стабилизации крена, ,  − динамические коэффициенты, определяемые формулами:

, ;

,

где  − момент инерции ЛА относительно оси X, ,  − аэродинамические коэффициенты. Остальные обозначения в последних формулах описаны в 1-ой главе.

В (3.1) первое и второе уравнения - уравнения объекта регулирования, третье - уравнение систем управления. В системе (3.1) пренебрегают инерционностью  рулевой машинки и запаздыванием в рулевом тракте.

 Передаточная функция ЛА, характеризующая передачу воздействия от входа   до выхода  , имеет вид:

                                                    (3.2)

где   − коэффициент усиления ЛА; по движению крена − постоянная времени ЛА, характеризующая быстроту протекания переходного процесса. Численные значения коэффициентов приведены табл.3.1.

 Т а б л и ц а  3.1

Вари­анты

Вари­анты

I

-1,9

3,9

I

I

11

-2,3

14

I

1,5

2

-1,8

4,0

I

I

12  

-2,5

15

I

1,5

3

-2,5

22

I

I

13

-2,7

12

I

1,5

4

-3,0

18

I

I

14

-3,0

14

I

0,8

5     

-5,0

25

I

I

15

-0,8

6

0,6

0,9

6

-4,0

20

0,8

1,2

16

-5,0

22

0,8

1

7

-0,5

5

0,8

1,2

17

-3,2

19

0,5

1

8

-3,0

22

0,8

1,2

18

-3,5

20

0,8

1,2

9

-3,0

20

0,8

1,2

19

-3,0

21

0,7

1,5

10

-1,5

4

0,8

1,2

20

-2,0

5

1,1

 1

Ставится задача исследовать переходные процессы в системе (3.1) при отработке заданного значения угла крена.

Весовые функции и частотные характеристики.

Динамика большого класса систем автоматического регулирования описывается системами дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. С помощью такой математической модели может исследоваться и динамика  управляемого ЛА на участках полета, когда применимы метод линеаризации и приём «замораживания» параметров ЛА (параметры ЛА считаются постоянными, равными их средним значениям на рассматриваемом участке полета).

Основными характеристиками линейных стационарных динамических систем являются весовые функции и частотные характеристики. С помощью этих показателей могут решаться задачи анализа устойчивости и точности САУ при неслучайных и случайных воздействиях, а также задачи синтеза САУ.

          Весовые функции и частотные характеристики рассчитываются аналитическими  и экспериментальными методами. Экспериментальные методы имеют определённые преимущества перед аналитическими, если динамическая система описывается системой дифференциальных уравнений высокого порядка. Кроме того, экспериментальные методы применимы для исследования полунатуральной модели динамической системы, включающей в себя ЭВМ и элементы реальной аппаратуры.

           В е с о в о й  функцией   или   и м п у л ь с  н о й   п е р е х о д н о й  функцией динамической системы, имеющей один вход и один выход, называется реакция системы в момент  на единичный импульс, действующий на систему в момент :

,                                                     (1.15)

где  − весовая функция;  − оператор динамической системы, преобразующий функцию времени  на входе системы в реакцию системы;  − импульсная -функция.

Импульсная  – функция (Дельта-функция Дирака) определяется следующим образом:

                                                                                                      (1.16)

при этом  при любом .

          Имеет место, следующее фильтрующее свойство  – функции:

,        .

Если импульс приложен в начале координат, то  и . Так как , то можно записать . Можно показать, что -функция является четной функцией: .

Весовая функция может быть получена моделированием, если на вход системы подать -функцию.  Весовая функция удовлетворяет условию физической возможности:

                                       при                                                                 (1.17)

Это условие отражает тот факт, что любая физическая система может реагировать в момент  только на воздействия, приложенные к системе до этого момента времени, т.е. при . Для стационарных систем весовая функция зависит только от разности аргументов :

                                             .                                                                  (1.18)

Похожие материалы

Информация о работе