Критерий Найквиста основан на рассмотрении амплитудно-фазовой характеристики разомкнутой системы, которая однозначно связана с характеристическим уравнением замкнутой САУ:
. (4.3)
Согласно критерию Найквиста, если разомкнутая САУ устойчива, то для устойчивости замкнутой САУ необходимо и достаточно, чтобы амплитудно-фазовая характеристика на плоскости не охватывала точку (-1, j0).
Если же разомкнутая САУ неустойчива и имеет m корней в правой полуплоскости, то для устойчивости замкнутой САУ требуется, чтобы характеристика охватывала точку (-1,j0) в положительном направлении m/2 раз при изменении от нуля до бесконечности.
Аналогичным образом критерий Найквиста формулируется и для логарифмических частотных характеристик. САУ устойчива, если разность между числом положительных (снизу вверх) и отрицательных (сверху вниз) переходов логарифмической фазовой характеристики уровней -p, -3p,…равна m/2. При этом рассматриваются те диапазоны частот, для которых логарифмическая амплитудная характеристика
больше нуля. В простейшем случае САУ будет устойчива, если частота среза лежит левее частоты .
Другой важной задачей является построение областей устойчивости в плоскости одного или двух параметров САУ. В качестве таких параметров могут приниматься коэффициент усиления, передаточные числа системы управления. Построение областей устойчивости осуществляется при выборе параметров САУ. Построение областей устойчивости может осуществляться моделированием и аналитически с помощью метода D- разбиений.
При графоаналитическом решении задачи исследуется характеристическое уравнение
замкнутой САУ:
.
Коэффициенты этого уравнения являются функциями исследуемых параметров , :
, . При изменении параметров a и b корни характеристического уравнения изменяют свое положение в плоскости корней комплексного переменного s.
Переход из области устойчивости (левой полуплоскости) в область неустойчивости (правую полуплоскость) осуществляется при значении :
. (4.4)
Выделяя вещественную и мнимую части в (2.4) и приравнивая их к нулю, получим два уравнения:
(4.5)
Решая эти уравнения, определяем уравнение D-кривой в параметрической форме:
. (4.6)
D-кривая строится в плоскости a, b при изменении от 0 до . Для построения границ области устойчивости также используются особые кривые, которые получаются приравниваем к нулю коэффициентов и : . Если коэффициенты и не зависят от параметров a и b, то особая линия уходит в бесконечность и на плоскости (a, b) не вычерчивается.
Для определения области устойчивости используется правило штриховки. С этой же целью могут применяться критерии устойчивости.
Рассматривается задача исследования устойчивости системы стабилизации угла рыскания ЛА с помощью сформулированных критериев и моделированием. Кроме того, с помощью метода D-разбиения и моделированием строится область устойчивости в плоскости передаточных чисел и автопилота.
Рассмотрим систему стабилизации углового движения ЛА относительно центра масс в горизонтальной плоскости. В качестве программного движения принимается полет ЛА на заданной высоте с постоянной скоростью. Принимается, что динамика системы стабилизации угла рыскания описывается линейными дифференциальными уравнениями в отклонениях относительно программного движения:
1)
2) (4.7)
3)
4)
где – угол скольжения, – угол рыскания, – угловая скорость рыскания, – угол отклонения руля направления, – известные динамические
коэффициенты, определяемые аналогично коэффициентам в
системе (1.30), ,
– передаточные числа автопилота, – известная
функция, задающая программу угла рыскания.
В системе уравнений индекс отклонений от программных значений опущен. Значения динамических коэффициентов для различных вариантов представлены в табл.2.1. Уравнения 1) – 3) описывают динамику ЛА, 4) – систему управления. При этом рулевая машинка считается безинерционной.
Таблица 4.1
варианты |
b22 |
b32 |
b33 |
b35 |
i1 |
i2 |
1 |
-1,0 |
-3,50 |
-0,9 |
2,5 |
2 |
1 |
2 |
-1,5 |
-4,0 |
-1,0 |
4,0 |
2 |
0,4 |
3 |
-0,7 |
-2,0 |
-0,7 |
2,4 |
1,2 |
0,3 |
4 |
-1,2 |
-3,7 |
-0,9 |
3,2 |
2,0 |
1,4 |
5 |
-1,1 |
-3,4 |
-1,3 |
3,2 |
4,0 |
0,3 |
6 |
-1,4 |
-4,1 |
-1,15 |
4,7 |
2,0 |
0,4 |
7 |
-1,6 |
-4,5 |
-1,6 |
5,4 |
1,0 |
0,2 |
8 |
-1,5 |
-1,2 |
-1,5 |
3,0 |
1,2 |
0,5 |
9 |
-1,4 |
-1,3 |
-1,3 |
3,3 |
1 |
0,5 |
10 |
-1,3 |
-1,4 |
-1,1 |
3,2 |
1 |
0,4 |
11 |
-1,2 |
-1,3 |
-1,3 |
3,0 |
2 |
0,3 |
12 |
-1,05 |
-1,0 |
-2,4 |
8,0 |
1,3 |
0,8 |
13 |
-1,5 |
-2,4 |
-2,0 |
4,0 |
1 |
0,6 |
14 |
-2,0 |
-4,5 |
-0,5 |
2,5 |
1 |
0,6 |
15 |
-1,7 |
-3,8 |
-1,4 |
3,6 |
1,8 |
0,5 |
16 |
-1,6 |
-3,6 |
-1,2 |
3,4 |
1,9 |
0,4 |
17 |
-1,5 |
-3,5 |
-1,0 |
3,2 |
1,8 |
0,4 |
18 |
-1,4 |
-3,2 |
-0,9 |
3,0 |
1,7 |
0,6 |
19 |
-1,3 |
-3,0 |
-0,8 |
2,9 |
1,6 |
0,7 |
20 |
-1,2 |
-2,8 |
-0,8 |
2,8 |
1,5 |
0,8 |
21 |
-1,1 |
-2,6 |
-0,7 |
2,7 |
1,4 |
0,5 |
22 |
-1,0 |
-2,4 |
-1,2 |
2,6 |
1,2 |
0,4 |
23 |
-1,2 |
-3,2 |
-0,8 |
3,0 |
1,1 |
0,45 |
24 |
-1,3 |
-3,4 |
-0,9 |
3,2 |
1,1 |
0,5 |
25 |
-1,4 |
-3,6 |
-1,0 |
3,1 |
1,2 |
0,6 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.