Исследование переходных процессов и качества регулирования САУ. Исследование устойчивости САУ, страница 5

        Критерий Найквиста основан на рассмотрении амплитудно-фазовой характеристики     разомкнутой системы, которая однозначно связана с характеристическим уравнением замкнутой САУ:

                                                                            .                                            (4.3)

Согласно критерию Найквиста, если разомкнутая САУ устойчива, то для устойчивости замкнутой САУ необходимо и достаточно, чтобы амплитудно-фазовая характеристика   на плоскости   не охватывала точку (-1, j0).

Если же разомкнутая  САУ неустойчива и имеет m корней в правой полуплоскости, то для устойчивости замкнутой САУ требуется, чтобы характеристика   охватывала точку (-1,j0) в положительном направлении m/2 раз при изменении   от нуля до бесконечности.

       Аналогичным образом критерий Найквиста формулируется и для логарифмических частотных характеристик. САУ устойчива, если разность между числом положительных (снизу вверх) и отрицательных (сверху вниз) переходов логарифмической фазовой характеристики  уровней -p, -3p,…равна m/2. При этом рассматриваются те диапазоны частот, для которых логарифмическая амплитудная характеристика

 больше нуля. В простейшем случае САУ будет устойчива, если частота среза  лежит левее частоты .

Другой важной задачей является построение областей устойчивости в плоскости одного или двух параметров САУ. В качестве таких параметров могут приниматься коэффициент усиления, передаточные числа системы управления. Построение областей устойчивости осуществляется при выборе параметров САУ. Построение областей устойчивости может осуществляться моделированием и аналитически с помощью метода D- разбиений.

       При графоаналитическом решении задачи исследуется характеристическое уравнение

замкнутой САУ:

.

Коэффициенты этого уравнения являются функциями исследуемых параметров , :

 , . При изменении параметров a и b корни характеристического уравнения изменяют свое положение в плоскости корней комплексного переменного s.

        Переход из области устойчивости (левой полуплоскости) в область неустойчивости (правую полуплоскость) осуществляется при значении :

                                       .                                        (4.4)

Выделяя вещественную и мнимую части в (2.4) и приравнивая их к нулю, получим два уравнения:

                                                                                                                       (4.5)

Решая эти уравнения, определяем уравнение D-кривой в параметрической форме:

                                                            .                                               (4.6)

D-кривая строится в плоскости a, b при изменении  от 0 до . Для построения границ области устойчивости также используются особые кривые, которые получаются приравниваем к нулю коэффициентов  и : . Если коэффициенты  и  не зависят от параметров a и b, то особая линия уходит в бесконечность и на плоскости (a, b) не вычерчивается.

         Для определения области устойчивости используется правило штриховки. С этой же целью могут применяться критерии устойчивости.

         Рассматривается задача исследования устойчивости системы стабилизации угла рыскания ЛА с помощью сформулированных критериев и моделированием. Кроме того, с помощью метода  D-разбиения и моделированием строится область устойчивости в плоскости передаточных чисел  и  автопилота.

Исследование устойчивости с использованием критерия Гурвица и моделированием.

Рассмотрим систему стабилизации углового движения ЛА относительно центра масс в горизонтальной плоскости. В качестве программного движения принимается полет ЛА на заданной высоте с постоянной скоростью. Принимается, что динамика системы стабилизации угла рыскания описывается линейными дифференциальными уравнениями в отклонениях относительно программного движения:

                                                1)

                                                2)                                                (4.7)

                                                3)

                                                4) 

где  – угол скольжения,  – угол рыскания, – угловая  скорость рыскания, – угол отклонения руля направления,  – известные динамические коэффициенты, определяемые аналогично коэффициентам  в системе (1.30), ,  
– передаточные числа автопилота,   – известная функция, задающая программу угла рыскания.

В системе уравнений индекс  отклонений от программных значений опущен. Значения динамических коэффициентов для различных вариантов представлены в табл.2.1. Уравнения 1) – 3)  описывают динамику ЛА, 4) – систему управления. При этом рулевая машинка считается безинерционной.

Таблица  4.1

варианты

b22

b32

b33

b35

i1

i2

1

-1,0

-3,50

-0,9

2,5

2

1

2

-1,5

-4,0

-1,0

4,0

2

0,4

3

-0,7

-2,0

-0,7

2,4

1,2

0,3

4

-1,2

-3,7

-0,9

3,2

2,0

1,4

5

-1,1

-3,4

-1,3

3,2

4,0

0,3

6

-1,4

-4,1

-1,15

4,7

2,0

0,4

7

-1,6

-4,5

-1,6

5,4

1,0

0,2

8

-1,5

-1,2

-1,5

3,0

1,2

0,5

9

-1,4

-1,3

-1,3

3,3

1

0,5

10

-1,3

-1,4

-1,1

3,2

1

0,4

11

-1,2

-1,3

-1,3

3,0

2

0,3

12

-1,05

-1,0

-2,4

8,0

1,3

0,8

13

-1,5

-2,4

-2,0

4,0

1

0,6

14

-2,0

-4,5

-0,5

2,5

1

0,6

15

-1,7

-3,8

-1,4

3,6

1,8

0,5

16

-1,6

-3,6

-1,2

3,4

1,9

0,4

17

-1,5

-3,5

-1,0

3,2

1,8

0,4

18

-1,4

-3,2

-0,9

3,0

1,7

0,6

19

-1,3

-3,0

-0,8

2,9

1,6

0,7

20

-1,2

-2,8

-0,8

2,8

1,5

0,8

21

-1,1

-2,6

-0,7

2,7

1,4

0,5

22

-1,0

-2,4

-1,2

2,6

1,2

0,4

23

-1,2

-3,2

-0,8

3,0

1,1

0,45

24

-1,3

-3,4

-0,9

3,2

1,1

0,5

25

-1,4

-3,6

-1,0

3,1

1,2

0,6