Выбирая момент , получаем . Многомерная динамическая система, имеющая несколько входов и выходов, характеризуется матрицей весовых функций:
. (1.19)
Весовой функцией , соответствующей -му выходу и -му входу, называется реакция системы в момент на -м выходе при действии в момент импульсного возмущения на -м входе. Весовые функции являются важными характеристиками динамических систем и позволяют определить реакцию системы на произвольные воздействия:
, (1.20)
где фазовые координаты; начальные условия; входные воздействия.
Другими исчерпывающими характеристиками стационарной линейной системы являются ч а с т о т н ы е, которые определяют в установившемся режиме реакцию системы на гармоническое воздействие.
Если известна передаточная функция системы , то частотная характеристика может быть найдена аналитически и представляет собой передаточную функцию при чисто мнимых значениях аргумента :
. (1.21)
Частотная характеристика может быть найдена методами моделирования. Для этого на вход системы подаётся гармоническое воздействие частоты :
. (1.22)
Реакция система после окончания переходного процесса представляет собой также периодическую функцию
, (1.23)
отличающуюся от входной функции по амплитуде и фазе, но имеющую ту же частоту:
, (1.24)
.
Таким способом определяются частотные характеристики реальных динамических систем, например, динамического стенда, полунатурных моделей, включающих в замкнутый контур элементы систем управления. Амплитуда входного воздействия должна выбираться так, чтобы динамика системы достаточно хорошо соответствовала линейной модели. При изменении амплитуды можно исследовать влияние нелинейностей на процессы в системе управления. Частотная амплитудно-фазовая характеристика системы или комплексный коэффициент усиления системы мы определяем выражением
.
Здесь и − амплитуды выходной реакции системы и входного воздействия; − разность фаз выходной реакции и входного воздействия. При моделировании частота изменяется дискретно от 0 до достаточно большого значения , которое определяется из физических соображений.
Выражение для может быть представлено в виде
(1.25)
или в виде
. (1.26)
Здесь − амплитудная частотная характеристика, равная отношению амплитуд выходного и входного гармонических сигналов:
, (1.27)
− фазовая частотная характеристика; − вещественная частотная характеристика; − мнимая частотная характеристика.
Для получения частотных характеристик экспериментальным путем для каждого значения частоты определяют амплитуду гармонического воздействия, амплитуду выходной величины, а также фазовый сдвиг между обоими колебаниями. Частотные характеристики могут быть получены как для замкнутых систем, так и для разомкнутых, а также для отдельных звеньев системы.
Метод частотных характеристик является удобным аппаратом для исследования устойчивости и качества регулирования. Частотная характеристика и весовая функция связаны интегральными соотношениями (преобразование Фурье):
; (1.28)
. (1.29)
Рассмотрим систему стабилизации углового движения ЛА относительно ц.м. в продольной плоскости. В качестве программного движения принимается полет ЛА на заданной высоте с постоянной скоростью. Принимается, что динамика системы стабилизации описывается линейными дифференциальными уравнениями в отклонениях
относительно программного движения:
1) ;
2); (1.30)
3) ;
4) ,
где − угол атаки, − угол тангажа, − угловая скорость тангажа, − угол отклонения руля высоты, − известные динамические коэффициенты, , − передаточные числа. Причем
,
,
, ,
,
где − тяга ЛА, − масса ЛА, − момент инерции ЛА, , , , − аэродинамические коэффициенты, − массовая плотность воздуха, − характерная площадь, − характерная длина. В системе уравнений индекс отклонений от программных значений опущен. Уравнения 1) − 3) описывают динамику ЛА, уравнение 4) − уравнение системы управления. При этом рулевая машинка считается безынерционной.
Для получения передаточной функции (1.31) необходимо применить преобразование Лапласа к системе (1.30) и решить полученную систему алгебраических уравнений.
Передаточная функция ЛА, характеризующая передачу воздействия от входа до выхода , имеет вид
, (1.31)
где − коэффициент усиления ЛА;
− постоянная времени ЛА;
− коэффициент демпфирования;
− постоянная времени форсирующего звена (скоростная постоянная времени). Можно записать:
,
,
,
.
Из последних формул следует, что коэффициент усиления ЛА увеличивается с ростом скорости и уменьшается с ростом коэффициента статической устойчивости . Величина коэффициента демпфирования почти не зависит от скорости , но убывает с ростом высоты . Таким образом собственное демпфирование ЛА, особенно при подъеме на высоту, может оказаться недостаточным для получения переходного процесса с заданным затуханием. Требуемое значение управляемого ЛА достигается выбором параметров системы угловой стабилизации. Для баллистических ракет . Для ЗУР меняется в пределах [0,35 – в начале полета до 0,08 – в конце полета]. Скоростная постоянная времени уменьшается с увеличением скорости и резко увеличивается с ростом высоты . При увеличении ЛА становится более инерционным по отношению к стремлению внешних сил изменить направление его движения. Собственная частота ЛА увеличивается с ростом скорости , а с ростом высоты уменьшается . Для маловысотных ЛА , для большевысотных ЛА .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.