1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ
1.1 Прикрепление поставщиков к потребителям
В соответствии с пунктом 67 Устава железнодорожного транспорта общего пользования (далее Устав) подъездные пути – это железнодорожные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования. Железнодорожные пути предназначены для транспортного обслуживания одной либо нескольких организаций (субъектов хозяйствования). Экономическое значение железнодорожных подъездных путей заключается в том, что они связывают железные дороги общего пользования (магистральные железные дороги) непосредственно с местами производства и потребления. Большинство грузов принимается к перевозке по железной дороге от отправителей и выдается получателям на подъездных путях. Поэтому качественное удовлетворение потребностей грузовладельцев в значительной мере зависит от правильной эксплуатации железнодорожных подъездных путей.
Подъездные пути могут принадлежать организациям Белорусской железной дороги или другим субъектам хозяйствования (ветвевладельцам). Если на подъездных путях производятся не только начально-конечные операции, связанные с перевозками грузов по железной дороге, ни и технологические перевозки, то такие пути являются собственностью соответствующих субъектов хозяйствования и находятся в их оперативном управлении (на их балансе). Если же на подъездных путях выполняются только начально-конечные операции, то такие подъездные пути, как правило, состоят в оперативном управлении (на балансе) организаций Белорусской железной дороги. Принадлежность железнодорожных подъездных путей определяет обязанности владельцев по их техническому содержанию и ремонту.
Когда подъездные пути принадлежат субъектам хозяйствования (ветвевладельцам), то на их границе устанавливается знак “Граница подъездного пути”. В этом случае стрелка примыкания подъездного пути к магистральной железной дороге (перегону) или железнодорожной станции и часть пути от стрелки примыкания до границы подъездного пути принадлежат организации Белорусской железной дороги и находятся на ее балансе (рисунок 1).
Рисунок 1 –
Основные положения по эксплуатации железнодорожных подъездных путей содержатся в разделе IV Устава. В Устав включены не все правила, регулирующие деятельность организаций Белорусской железной дороги и обслуживаемой клиентуры, а только те, на основе которых устанавливаются правоотношения между ними.
В развитие этих положений в соответствии с пунктом 6 Устава издаются Правила эксплуатации железнодорожных подъездных путей. Кроме того, эксплуатация подъездных путей регулируется другими нормативными правовыми актами, имеющими как общее, так и специальное значение. К их числу относятся, в частности Прейскурант №10-01 на грузовые железнодорожные перевозки во внутриреспубликанском сообщении (Тарифное руководство №1), Устанавливающее порядок начисления сборов за подачу и уборку вагонов, маневровую работу, пользование грузовыми вагонами и контейнерами, а также Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности, регламентирующая порядок оформления документации по учету времени нахождения вагонов на подъездных путях. К специальным нормативным актам относится Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути, утверждаемая для каждого подъездного пути, принадлежащего ветвевладельцу. Порядок обслуживания и организация маневровой работы на подъездных путях, принадлежащих организациям Белорусской железной дороги, указывается в Техническо-распорядительном акте станции (ТРА) и приложенной к нему ведомости подъездного пути. Порядок рационального использования технических средств и согласования технологии работы подъездного пути и станции примыкания в определенных случаях устанавливается Единым технологическим процессом (ЕТП).
Взаимоотношения организаций Белорусской железной дороги с субъектами хозяйствования, которому принадлежит подъездной путь, регулируются договором на эксплуатацию подъездного пути. В отличие от этого взаимоотношения организаций Белорусской железной дороги с предприятием, имеющим прирельсовые склады и погрузочно-разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге, регулируются договор на подачу и уборку вагонов (пункты __ Устава). Договоры на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов являются соглашением сторон. Именно они и порождают правовые отношения между организациями Белорусской железной дороги и субъектами хозяйствования.
Рассматриваемые договоры по содержанию являются особым видом хозяйственного договора об условиях рационального использования вагонов при погрузочно-разгрузочных работах на подъездных путях, принадлежащих предприятиям и связных с прибытием и отправлением грузов железнодорожным транспортом общего пользования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.