Когда подъездной путь ветвевладельца обслуживается локомотивом организации Белорусской железной дороги, она заключает с контрагентом договор на подачу и уборку вагонов. Кроме того, железная дорога ведет с контрагентом непосредственные расчеты за пользование грузовыми вагонами, маневровую работу и за подачу и уборку вагонов. Такой договор между железной дорогой и контрагентом может быть заключен только при согласовании основного ветвевладельца на пропуск вагонов контрагента. Поскольку между основным ветвевладельцем и контрагентом возникают расчеты по амортизации подъездного пути ветвевладельца, его ремонту и содержанию, они заключают между собой договор о порядке пользования контрагентом подъездным путем ветвевладельца.
В ряде случаев контрагенты имеют свои локомотивы. При наличии локомотива контрагент заключает с ветвевладельцем договор о подаче вагонов на выставочные пути контрагента и их уборке локомотивом ветвевладельца с этих путей. Если же подъездной путь ветвевладельца обслуживается локомотивом железной дороги, она подает вагоны на выставочные пути контрагента и убирает их с этих путей. Поэтому контрагент заключает с организацией Белорусской железной дороги договор на подачу и уборку вгаонов, а с ветвевладельцем – договор о порядке пользования его подъездным путем.
Договор железнодорожного обслуживания, который заключается между основным ветвевладельцем и контрагентом, представляет собой разновидность договоров на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов, поскольку основным их содержанием наряду с услугами по перемещению вагонов являются условия, обеспечивающие рациональное использование вагонов.
Основным содержанием договора о порядке пользования контрагентом подъездным путем ветвевладельца являются условия расчетов за амортизацию подъездного пути и определения участия контрагента в его ремонте и содержании. Он может быть охарактеризован как разновидность договора имущественного найма (аренды).
В тех случаях, когда подача и уборка вагонов производится на подъездные пути, принадлежащие организациям Белорусской железной дороги, нет контрагентов, поскольку все организации, расположенные на подъездных путях, находятся в одинаковом положении и каждая из них связана с железной дорогой отдельным договором на подачу и уборку вагонов.
Если значение самих подъездных путей заключается в обеспечении эффективности транспортно-логистического процесса путем организации доставки грузов “от двери до двери” – от склада отправителя до склада получателя – одним видом транспорта без перегрузки в пути следования, то значение договоров на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов заключается в правовом регулировании взаимодействия организаций Белорусской железной дороги, отправителей и получателей при выполнении ими на подъездных путях начально-конечных операций, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом общего пользования. В этих договорах определяются условия передачи и рационального использования грузовых вагонов.
В тех случаях, когда указанные операции выполняются на подъездных путях, договоры на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов включают конкретные обязательства сторон, вытекающие из согласованного объема перевозок и договора перевозки груза. Например, обязанность отправителя по своевременной погрузке грузов в вагоны вытекает из согласованного объема перевозок, во исполнение которого порожние вагоны подаются под погрузку. Однако при погрузке на подъездных путях сроки на погрузку грузов в вагоны устанавливаются договором на транспортное обслуживание. В свою очередь, обязанность получателя по своевременной выгрузке грузов из вагонов, прибывших в его адрес, возникает из договора перевозки, сроки же на выгрузку такие устанавливаются договором на транспортное обслуживание. Следовательно, выполнение обязанностей, возникающих из согласованного объема перевозок и договора перевозки груза, в этих случаях связано с соблюдением условий договоров на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов. Приведем еще один пример. Выполнение обязательств, вытекающих согласованного объема перевозок при погрузке на подъездных путях, требует учета перерабатывающей способности грузовых фронтов на подъездных путях, в частности учета вместимости погрузочных фронтов. Поэтому, если перерабатывающая способность грузового фронта не обеспечивает выполнения согласованного объема погрузки, предусмотренного в месячной заявке, что необходимо либо изменение согласованного объема перевозок, либо внесение после соответствующей реконструкции, изменений в договор на эксплуатацию подъездного пути или на подачу и уборку вагонов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.