Для сложного движения (центра масс шатуна) обработку компьютерных данных в виде наглядных графических построений выполняют путем вычерчивания одного из годографов скорости или ускорения. В выбранных масштабах или длины отрезков на годографах определяют по формулам:
; . (4.41)
Векторы или откладывают под углами соответственно и . Их концы снабжают стрелками и номерами позиций и соединяют плавной кривой, которая и является годографом. Таким образом, годографом называется кривая, соединяющая концы векторов, изображающих векторную величину.
В заданиях 02…04 ползуны диад второго вида имеют направляющие, расположенные вертикально либо наклонно. В этих случаях кинематику диады второго вида можно рассчитать по программе ТМ24 в системе QuickBASIC. Основной алгоритм соответствует рис. 4.3 и формулам (4.21)…(4.38). В диалоговом режиме студент выбирает схему: типовая ("да", если она соответствует рис. 4.3) или "нет".
В схемах, отличающихся от типовой, требуется ввести угол ψ между заданной схемой и типовой. Так, в механизмах трактора (рис. 2.2.1, а) направляющие обеих диад расположены под углом 90° по сравнению с типовой схемой (рис. 4.3). В этом случае угол между осями xи y ψ = 90° автоматически прибавляется к задаваемому начальному углу φ1 = 30° и к другим углам φ1, вводимым по циклу с шагом Δφ1 =30°. Так, для угла φ1 = 90°, отсчитываемого от положительного направления оси x, модули скоростей и ускорений будут соответствовать типовой схеме с φ1 = 0°. Иначе говоря, при угле φ1 = 0° ( положение кривошипа 3) рассчитываются параметры по формуле типовой схемы, но в колонке "положения кривошипа" на распечатке ставится положение 12 или угол 90°. Направления линейных векторов и направляющий угол шатуна φ2 также корректируется на угол ψ. Направления угловых скоростей ω2 и ускорений ε2 не изменятся в заданной схеме по сравнению с типовой.
В диаде ADE(рис. 2.2.1, а) кинематические параметры повторяются с интервалом 180° по сравнению с диадой ABC. В этом случае расчеты можно повторить, вводя угол между осями ψ = 90°+180° = 270° и получив новую распечатку. Более рационально использовать распечатку диады ABC, где колонку с номерами положений снабдить пометкой ABC, а рядом, на свободном поле распечатки создать колонку с пометкой ADE, где поместить номера положений, отличающихся на 6 в сравнении с первой колонкой ABC, например, против 1 ставить 7, против 2 ставить 8, против 10 - 4, против 12 - 6 и т. д. (см. рис. 2.2.1, а). Пример откорректированной распечатки с исходными данными по заданию 01-13 приведен на рис. 4.5.
В механизме тепловозного дизеля (рис. 2.3.1, а) расчеты по программе ТМ24 можно выполнить только для диады ABC. Угол между осями xи y определяют по формуле:
, (4.42)
где - угол между осями цилиндров; при =60° 120°.
В механизме воздушного компрессора (рис. 2.4.1, а) углы между осями цилиндров и осью x определяют по формулам:
;
.
При = 90° = 45°, = 135°.
В распечатках компьютерных данных углы векторов привязаны к оси x.
4.5.3. Кривошипно-коромысловый механизм
Расчетная схема механизма представлена на рис. 4.6. Длины звеньев заменены векторами , , , . Направляющие углы , , зависят от направления векторов и отсчитываются от положительного направления оси x против часовой стрелки при условии нахождения конца вектора в начале координат, так же как и другие векторы.
Рис. 4.6
Предварительно определяют коэффициенты длин звеньев:
; ; ; . (4.43)
.
Направляющие углы определяют по формулам:
. (4.44)
. (4.45)
Для приведения вторых слагаемых уравнений (4.44) и (4.45) к виду, удобному для ввода в ПЭВМ, используют выражение:
. (4.46)
Угловые скорости звеньев ω2 и ω3 определяют по формулам Крамера после дифференцирования уравнений проекций векторов, связанных со звеньями, на координатные оси.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.