Таблица 4.1
Знак проекции |
Угол расположения результирующего вектора , |
|
, |
, |
|
+ |
+ |
, |
+ |
- |
360° - , 360° - |
- |
+ |
180° - , 180° - |
- |
- |
180°+, 180°+ |
В результате дифференцирования уравнений (4.31) и (4.32) получают ускорения:
; (4.35)
. (4.36)
Результирующее ускорение
. (4.37)
Его направление определяется углом (рис. 4.2)
. (4.38)
Направление вектора определяют аналогично углу (см. табл. 4.1). Линейную скорость точки В определяют по формуле (4.5), линейное (нормальное) ускорение точки В - по формуле (4.12). Кинематическая цепь ADEрычажного механизма ДВС (рис. 2.1.1, а и 4.1) с теми же размерами элементов, что и элементов цепи АВС, будет иметь следующие значения соответствующих параметров движения в каждый момент времени: , , , , , , , . Направляющий угол шатуна 4
. (4.39)
Углы расположения векторов скоростей и ускорений центра масс:
. (4.40)
Величина 180° берется как угол, на который поворачивается типовая схема АВС для ее совмещения со схемой ADE (рис. 4.1). Аналитические зависимости, приведенные в данном пункте, используются в расчетах на ПЭВМ.
Программа ТММ-1, запускаемая в системе QuickBASIC, содержит структурный, кинематический и кинетостатический анализ рычажного механизма ДВС. Кроме выполнения вычислительных и графических операций программа может выводить на экран теоретические положения по изучаемому материалу либо необходимые справочные данные при нажатии клавиши F1. Сигналом о наличии контекстной подсказки является зеленое поле строки ввода данных. Для выполнения необходимых дополнительных расчетов в полуавтоматическом режиме может быть вызван встроенный двухоконный калькулятор клавишей F2. Возврат в основную программу - клавиша ENTER.
Программа проверяет исходные данные на соответствие заданному номеру варианта (табл. 2.1.2). В случае попытки ввода других данных система требует повторения ввода. Вывод результатов на принтер выполняется выбором соответствующей позиции меню.
Вводить длины кривошипа и шатуна необходимо в миллиметрах, а координату центра масс шатуна - в относительных величинах (0.3). Угловую скорость ω1 вводят со своим знаком.
При составлении кинематической схемы студент должен задать любой угол положения кривошипа, кроме 0 и 180°, в узлах схемы правильно поставить кинематические пары. После составления схемы на экране демонстрируются последовательно 12 планов положений кинематической цепи АВС (рис. 4.1) с прорисовкой траектории центра масс шатуна.
На экране также последовательно изображаются:
- таблица 1 с 12 значениями угловых параметров шатуна φ2, ω2 и ε2 и графики зависимости этих параметров от угла поворота кривошипа; в таблице приводятся номера положений кривошипа в соответствии с часовым циферблатом. Положению 1 соответствует угол φ1 = 60°, положению 2 - φ1 = 30° и т. д.;
- таблица 2 с 12 значениями линейных параметров ползуна хС, νС и аС и их графики;
- таблица 3 с 12 значениями линейных скоростей vS2 и ускорений центра масс шатуна, их углы расположения , и их графики. Образцы распечаток с исходными данными по варианту 01-13 приведены на рис. 4.4.
Данные из таблицы 2 студент должен нанести на ранее построенные кинематические диаграммы и в масштабах и штриховыми линиями для сравнения графических и компьютерных результатов. Отклонения не должны превышать 5%. В масштабе , назначаемом студентом самостоятельно, необходимо построить диаграмму .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.