Таблица 4.1
| Знак проекции | Угол
  расположения результирующего вектора  | |
| 
 | 
 | |
| + | + | 
 | 
| + | - | 360° -  | 
| - | + | 180° -  | 
| - | - | 180°+ | 
В результате дифференцирования уравнений (4.31) и (4.32) получают ускорения:
 ;                          (4.35)
;                          (4.35)
 .                          (4.36)
.                          (4.36)
Результирующее ускорение
                                 .                                                  (4.37)
.                                                  (4.37)
Его направление определяется углом (рис. 4.2)
                                    .                                                (4.38)
.                                                (4.38)
Направление вектора  определяют аналогично углу
 определяют аналогично углу  (см. табл. 4.1). Линейную скорость точки В
определяют по формуле (4.5), линейное (нормальное) ускорение точки В - по формуле (4.12). Кинематическая цепь ADEрычажного механизма ДВС (рис. 2.1.1, а и 4.1) с теми же размерами элементов,
что и элементов цепи АВС, будет иметь следующие значения соответствующих
параметров движения в каждый момент времени:
 (см. табл. 4.1). Линейную скорость точки В
определяют по формуле (4.5), линейное (нормальное) ускорение точки В - по формуле (4.12). Кинематическая цепь ADEрычажного механизма ДВС (рис. 2.1.1, а и 4.1) с теми же размерами элементов,
что и элементов цепи АВС, будет иметь следующие значения соответствующих
параметров движения в каждый момент времени:  ,
,  ,
,  ,
,  ,
,  ,
,  ,
,  ,
,  . Направляющий угол шатуна 4
. Направляющий угол шатуна 4
                                                 .                                                  
(4.39)
.                                                  
(4.39)
Углы расположения векторов скоростей и ускорений центра масс:
                                                  .                                                  
(4.40)
.                                                  
(4.40)
Величина 180° берется как угол, на который поворачивается типовая схема АВС для ее совмещения со схемой ADE (рис. 4.1). Аналитические зависимости, приведенные в данном пункте, используются в расчетах на ПЭВМ.
Программа ТММ-1, запускаемая в системе QuickBASIC, содержит структурный, кинематический и кинетостатический анализ рычажного механизма ДВС. Кроме выполнения вычислительных и графических операций программа может выводить на экран теоретические положения по изучаемому материалу либо необходимые справочные данные при нажатии клавиши F1. Сигналом о наличии контекстной подсказки является зеленое поле строки ввода данных. Для выполнения необходимых дополнительных расчетов в полуавтоматическом режиме может быть вызван встроенный двухоконный калькулятор клавишей F2. Возврат в основную программу - клавиша ENTER.
Программа проверяет исходные данные на соответствие заданному номеру варианта (табл. 2.1.2). В случае попытки ввода других данных система требует повторения ввода. Вывод результатов на принтер выполняется выбором соответствующей позиции меню.
Вводить длины кривошипа и шатуна необходимо в миллиметрах, а координату центра масс шатуна - в относительных величинах (0.3). Угловую скорость ω1 вводят со своим знаком.
При составлении кинематической схемы студент должен задать любой угол положения кривошипа, кроме 0 и 180°, в узлах схемы правильно поставить кинематические пары. После составления схемы на экране демонстрируются последовательно 12 планов положений кинематической цепи АВС (рис. 4.1) с прорисовкой траектории центра масс шатуна.
На экране также последовательно изображаются:
- таблица 1 с 12 значениями угловых параметров шатуна φ2, ω2 и ε2 и графики зависимости этих параметров от угла поворота кривошипа; в таблице приводятся номера положений кривошипа в соответствии с часовым циферблатом. Положению 1 соответствует угол φ1 = 60°, положению 2 - φ1 = 30° и т. д.;
- таблица 2 с 12 значениями линейных параметров ползуна хС, νС и аС и их графики;
- 
таблица 3 с 12 значениями линейных
скоростей vS2 и
ускорений  центра масс шатуна, их углы расположения
 центра масс шатуна, их углы расположения  ,
,  и их
графики. Образцы распечаток с исходными данными по варианту 01-13 приведены на
рис. 4.4.
 и их
графики. Образцы распечаток с исходными данными по варианту 01-13 приведены на
рис. 4.4.
Данные из таблицы 2 студент должен нанести на ранее
построенные кинематические диаграммы  и
 и  в масштабах
 в масштабах  и
 и  штриховыми линиями для сравнения
графических и компьютерных результатов. Отклонения не должны превышать 5%. В
масштабе
 штриховыми линиями для сравнения
графических и компьютерных результатов. Отклонения не должны превышать 5%. В
масштабе  , назначаемом студентом самостоятельно,  необходимо
построить диаграмму
, назначаемом студентом самостоятельно,  необходимо
построить диаграмму  .
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.