,
(4.7)
где - отрезок на плане скоростей, мм.
Так же определяется относительная скорость, вектор которой не проходит через полюс плана:
.
Направления искомых векторов определяют стрелки по уравнениям (4.4) либо по простому правилу: стрелки искомых векторов направляют в искомую точку.
Планы скоростей и ускорений обладают свойством подобия: каждой точке плана положений соответствует точка на плане скоростей и ускорений. По этому свойству из построенного плана скоростей можно определить скорость любой точки механизма для заданного положения начального звена. Так, точка S2 шатуна 2 на плане положений с линейной координатой lBS2 имеет подобную точку S2 на плане скоростей, которую находят из пропорции:
.
(4.8)
Так,
для точки S2
шатуна механизма ДВС (рис. 4.1) при отношении lBS2/lBC=0,3bc, а вектор скорости определяют соединением полюса p
с точкой S2.
Модуль скорости центра тяжести шатуна
.
Модули искомых скоростей определяют по правилу: для определения физической величины длину отрезка на плане делят на масштаб, что реализовано в формуле (4.7). По данным из плана скоростей также определяют величину и направление угловой скорости. Для шатуна 2 модуль угловой скорости в с-1:
.
(4.9)
Направление
угловой скорости определяют, прикладывая вектор относительной скорости в точку С шатуна (условно в
соответствии с векторным уравнением (4.4) точка С вращается относительно
точки В). В примерах на рис. 4.1 и 4.2 направление
отрицательное - по часовой стрелке. Ошибок при определении
и
можно избежать, изобразив расчётные схемы
в виде шатунов, к вращающимся концам которых перпендикулярно им прикладывают
векторы линейных скоростей и тангенциальных ускорений (рис. 4.1 и 4.2, г).
Для диады 4-5 рычажного механизма ДВС (рис. 4.1), где неизвестна кинематика точки Е, записывают вторую систему векторных уравнений:
.
(4.10)
Планы
скоростей для обеих диад механизма ДВС строят на одном поле чертежа с общим
полюсом p. В результате получают план скоростей механизма в
целом (рис. 4.1), из которого можно определить скорость любой точки
механизма. В соответствии с первым уравнением системы (4.10) из полюса p
проводят вектор pd = - pb в сторону вращения точки D.
Из его конца - направление и т.
д. в соответствии с векторными уравнениями. В искомую точку e
приводят стрелки векторов, далее находят положение точки S4 на отрезке de
по свойству подобия, рассчитывают модули линейных скоростей
,
,
и угловой скорости
.
Планы
скоростей обеих диад имеют центральную симметрию, при этом =-
,
=-
, а
. Методика построения планов скоростей и
ускорений диад первого и второго видов приведена в пособии [3].
4.3. План ускорений
Для искомой точки С диады 2-3 (рис. 4.2) записывают систему векторных уравнений:
,
(4.11)
где aB - линейное постоянное
ускорение точки B, м/с 2; - относительное нормальное ускорение;
- относительное тангенциальное ускорение;
- кориолисово ускорение;
- относительное ускорение.
Линейное
ускорение во вращательном движении раскладывают на нормальную и
тангенциальную составляющие. Ускорение aB
имеет только нормальную составляющую, так как угловое ускорение = 0:
.
(4.12)
Нормальное ускорение направлено к центру вращения. Его определяют также по формуле:
.
(4.13)
Тангенциальное
ускорение является искомым, но имеет известное направление
- перпендикулярно нормальному. Также известно
направление относительного ускорения в поступательном движении
- вдоль направляющей. Кориолисово
ускорение имеет место только в поступательной кинематической паре и только при
вращающейся направляющей (задание 06). Модуль кориолисова ускорения
,
(4.14)
где - угловая скорость направляющей;
- относительная
скорость в поступательной паре.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.