, (4.7)
где - отрезок на плане скоростей, мм.
Так же определяется относительная скорость, вектор которой не проходит через полюс плана:
.
Направления искомых векторов определяют стрелки по уравнениям (4.4) либо по простому правилу: стрелки искомых векторов направляют в искомую точку.
Планы скоростей и ускорений обладают свойством подобия: каждой точке плана положений соответствует точка на плане скоростей и ускорений. По этому свойству из построенного плана скоростей можно определить скорость любой точки механизма для заданного положения начального звена. Так, точка S2 шатуна 2 на плане положений с линейной координатой lBS2 имеет подобную точку S2 на плане скоростей, которую находят из пропорции:
. (4.8)
Так, для точки S2 шатуна механизма ДВС (рис. 4.1) при отношении lBS2/lBC=0,3bc, а вектор скорости определяют соединением полюса p с точкой S2. Модуль скорости центра тяжести шатуна
.
Модули искомых скоростей определяют по правилу: для определения физической величины длину отрезка на плане делят на масштаб, что реализовано в формуле (4.7). По данным из плана скоростей также определяют величину и направление угловой скорости. Для шатуна 2 модуль угловой скорости в с-1:
. (4.9)
Направление угловой скорости определяют, прикладывая вектор относительной скорости в точку С шатуна (условно в соответствии с векторным уравнением (4.4) точка С вращается относительно точки В). В примерах на рис. 4.1 и 4.2 направление отрицательное - по часовой стрелке. Ошибок при определении и можно избежать, изобразив расчётные схемы в виде шатунов, к вращающимся концам которых перпендикулярно им прикладывают векторы линейных скоростей и тангенциальных ускорений (рис. 4.1 и 4.2, г).
Для диады 4-5 рычажного механизма ДВС (рис. 4.1), где неизвестна кинематика точки Е, записывают вторую систему векторных уравнений:
. (4.10)
Планы скоростей для обеих диад механизма ДВС строят на одном поле чертежа с общим полюсом p. В результате получают план скоростей механизма в целом (рис. 4.1), из которого можно определить скорость любой точки механизма. В соответствии с первым уравнением системы (4.10) из полюса p проводят вектор pd = - pb в сторону вращения точки D. Из его конца - направление и т. д. в соответствии с векторными уравнениями. В искомую точку e приводят стрелки векторов, далее находят положение точки S4 на отрезке de по свойству подобия, рассчитывают модули линейных скоростей , , и угловой скорости .
Планы скоростей обеих диад имеют центральную симметрию, при этом =-, =-, а . Методика построения планов скоростей и ускорений диад первого и второго видов приведена в пособии [3].
4.3. План ускорений
Для искомой точки С диады 2-3 (рис. 4.2) записывают систему векторных уравнений:
, (4.11)
где aB - линейное постоянное ускорение точки B, м/с 2; - относительное нормальное ускорение; - относительное тангенциальное ускорение; - кориолисово ускорение; - относительное ускорение.
Линейное ускорение во вращательном движении раскладывают на нормальную и тангенциальную составляющие. Ускорение aB имеет только нормальную составляющую, так как угловое ускорение = 0:
. (4.12)
Нормальное ускорение направлено к центру вращения. Его определяют также по формуле:
. (4.13)
Тангенциальное ускорение является искомым, но имеет известное направление - перпендикулярно нормальному. Также известно направление относительного ускорения в поступательном движении - вдоль направляющей. Кориолисово ускорение имеет место только в поступательной кинематической паре и только при вращающейся направляющей (задание 06). Модуль кориолисова ускорения
, (4.14)
где - угловая скорость направляющей;
- относительная скорость в поступательной паре.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.