Рис. 33, Поля допусков подшипников качения
Примеры обозначений подшипниковых посадок редуктора с неподвижными осями для класса точности 0 (нормальный) приведены на рис. 33, б. Предельные отклонения размеров L0 и l0 приведены в табл. 10.
Пример 13. Выбрать посадки внутреннего кольца подшипника 109 на вал и наружного в корпус цилиндрического двухступенчатого косозубого редуктора. Рассчитать минимальные зазоры и натяги.
Решение. Силы в зацеплении не меняют направления, поэтому нагружение внутреннего вращающегося кольца циркуляционное, наружного неподвижного кольца – местное. В учебном пособии [11] в этом случае для внутреннего кольца рекомендуют предельные отклонения js6, k6, т6, п6(последняя для тяжёлого режима), для наружного — Js6, Js7, H7. Для лёгкого режима работы принято предельное отклонение размера вала k6; для отверстия корпуса - предельное отклонение H7. Предельные отклонения размеров внутреннего кольца (табл. 10):
Минимальный натяг Nmin = 2 мкм. Предельные отклонения размеров наружного кольца диаметром D = 75 мм [11]:
Минимальный зазор Smin = 0. Обозначение выбранных посадок на сборочном чертеже фиксированного вала приведено на рис. 34.
Рис. 34. Подшипниковые посадки
Пример 14. Выбрать посадки подшипников 204 сателлитов планетарного редуктора.
Решение.В планетарном редукторе нагрузка вращается с внутренним кольцом, нагружение которого местное, а наружного - циркуляционное. Принято сопряжение внутреннего кольца с осью водила - L0/h6, наружного с ободом сателлита N7/l0[11]. Размеры подшипников и предельные отклонения (табл. 10):
(с сопряжением от зазора S = 13 мкм до натяга N = 10 мкм);
(с сопряжением от зазора S = 3 мкм до натяга N = 33 мкм).
Конструкция подшипникового узла и посадки приведены на рис. 35.
Рис. 35. Посадки подшипников сателлитов
Пример 15. Выбрать посадки подшипников блока с неподвижной осью.
Решение. Вблоке при постоянной по направлению нагрузке при вращении наружного кольца нагружение внутреннего кольца на неподвижной оси - местное. наружного кольца – циркуляционное. Решение аналогично предыдущему: для внутреннего кольца сопряжение L0/h6, для наружного при нормальном режиме и переменной нагрузке N7/l0 [11]. Конструкция подшипникового узла блока и посадки приведены на рис. 36.
Рис. 36. Конструкция подшипникового узла блока
Пример 16. Выбрать посадки подшипников 3514 дебалансного вала машины для уплотнения балласта.
Решение.На дебалансный вал действует, в основном, центробежная сила, вращающаяся вместе с внутренним кольцом, нагружение которого местное, нагружение наружного кольца - циркуляционное. Принято сопряжение внутреннего кольца с валом L0/js6, наружного с корпусом при тяжёлом режиме работы N7/l0 [11]. Размеры колец: d = 70 мм, D = 125 мм. Размеры подшипников с предельными отклонениями (табл. 10):
(с сопряжением от зазора S = 9,5 мкм до натяга N = 24,5 мкм);
(с сопряжением от зазора S = 6 мкм до натяга N = 52 мкм).
5.4. Посадки в шпоночных и шлицевых соединениях
В комбинированных шпоночно–прессовых соединениях прессовое соединение может быть основным и вспомогательным. Шпонки при основном прессовом соединении и посадках ступицы колеса на вал Н7/r6, H7/s6 или Н7/t6 рассчитывают на смятие при допускаемых напряжениях [sсм] = 150...200 МПа. При основном шпоночном соединении прессовую посадку Н7/р6 используют для частичной разгрузки шпонки и центровки деталей. Шпонки в этом случае рассчитывают при [sсм] = 80...120 МПа.
Для размеров шпоночных пазов установлены поля допусков для трёх типов призматических соединений (I — свободные, II — нормальные, III — плотные). Данные для выбора шпоночных посадок приведены в табл. 14. Пример изображения размеров и посадок шпонки на чертеже приведен на рис. 37. При этом на сборочном чертеже указывают два сопряжения шпонки: с валом 20N9/h9 и ступицей 20Js9/h9.
Рис. 37. Простановка размеров и посадок шпоночного соединения
Таблица 14. Поля допусков для размеров шпонок
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.