Примечания. 1. Числовые значения допусков выбирать из стандартного ряда: 5, 6, 8, 10, 12, 16, 20, 25, 30, 40, 50, 60, 80 мкм и указывать на чертежах в миллиметрах. 2. Обозначениям IT6 и IT9 соответствуют допуски по 6 и 9 квалитетам (табл. 9).
Таблица 17. Допуски радиального биения поверхностей вала
Окружная скорость деталей, устанавливаемых на валу, u, м/с |
≤ 2 |
≤ 6 |
≤ 10 |
>10 |
Допуск радиального биения поверхности установки T , мкм |
2IT6 |
1,4IT6 |
IT6 |
0,7IT6 |
Таблица 18. Допуски радиального биения венца Т, мкм
Степень точности |
Диаметр вершин da, мм |
|||||
≤ 50 |
≤ 80 |
≤ 120 |
≤ 200 |
≤ 320 |
≤ 500 |
|
7 |
20 |
25 |
32 |
36 |
42 |
50 |
8 |
32 |
40 |
50 |
55 |
65 |
80 |
9 |
50 |
60 |
80 |
90 |
105 |
120 |
Таблица 19. Допуски торцового биения базового венца и торца ступицы Т, мкм
Степень точности |
венца колеса d = 100 мм шириной b, мм |
короткой ступицы (lст/dвала ≤ 1) при dвала, мм |
|||
< 55 |
< 110 |
≤ 50 |
≤ 80 |
>80 |
|
7 |
21 |
11 |
20 |
30 |
40 |
8 |
26 |
14 |
30 |
40 |
50 |
9 |
34 |
18 |
30 |
40 |
50 |
Примечания: 1. При d ≠ 100 мм табличные значения умножить на коэффициент d/100. 2. При lст/dвала >1 табличные значения умножить на коэффициент 1,4…1,5. 3. Рассчитанные допуски форм округлить до стандартных (табл. 15).
Таблица 20. Допуски перпендикулярности заплечика подшипника
класса точности 0, Т , мкм
Интервалы диаметров d и D, мм |
валов (осей) |
отверстий корпусов |
18…30 |
21 |
33 |
30…50 |
25 |
39 |
50…80 |
30 |
46 |
80…120 |
35 |
54 |
120…180 |
40 |
63 |
Таблица 21. Допуски перпендикулярности заплечика для установки зубчатых колёс Т, мкм
Степень точности зубчатых колёс |
диаметр вала d, мм |
||
≤ 55 |
≤ 80 |
>80 |
|
6,7 |
20 |
30 |
40 |
8,9 |
30 |
40 |
50 |
Таблица 22. Допуски торцового биения (перпендикулярности) заплечика для установки ступиц
Окружная скорость деталей, устанавливаемых на валу, u, м/с |
≤ 5 |
≤ 8 |
≤ 12 |
≤ 18 |
Допуск торцового биения поверхности установки T , мкм |
2IT |
1,4IT |
IT |
0,7IT |
Пример 17. Назначить допуски размеров и допуски формы и расположения поверхностей для вала по данным примера 7: диаметр подступичной части d1 = 42 мм; диаметр шейки d = 35 мм; диаметр хвостовика d2 = 26 мм.
Решение.
1)Выбор посадок для сопряжённых размеров вала. Для хвостовика вала назначено сопряжение (табл. 15 и [8]). Переходная посадка создаёт условия для сборки полумуфты вручную (максимальный зазор Smax = 6 мкм) или небольшими усилиями (ударами молотком при максимальном натяге Nmax = 28 мкм) и спрессовки при помощи съёмника.
Для шейки вала принята подшипниковая посадка (табл. 9), которая обеспечивает натяг между внутренним кольцом подшипника и шейкой вала N = 2…30 мкм и неподвижность внутреннего кольца относительно шейки.
При таком небольшом натяге подшипник надевается на вал либо вручную при помощи оправки, либо после его нагрева в масле или в специальной печи. Спрессовывают подшипник съёмником захватом его лапками внутреннего кольца.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.