Квантиль нормального распределения uP = 2,33 при Р = 0,99 (табл. 12). Минимальный вероятностный натяг NPmin = 21,5 – 2,33×4,95 = 10 мкм.
Вывод. Окончательно принята посадка при вероятности неразрушения Р = 0,99. Аналогичный выбор можно сделать по таблице вероятностных натягов (табл. 13).
Пример 9. По исходным данным и решению примера 8 рассчитать посадку при механической сборке. Расчётный натяг N = 8,39 мкм. Максимальные высоты микронеровностей Rz1 = 6,3 мкм, Rz2 = 10 мкм.
Решение. Поправка на шабровку
мкм.
Технологический натяг NТ = N + u = 8,39 + 19,56 = 27,95 мкм.
По табл. 12 принята посадка с Nmin = 29 мкм > 28 при вероятности Р =1, что подтверждается расчётом натяга по предельным отклонениям: ; Nmin =54 – 25 = 29мкм.
Из табл. 13 принята посадка с Nрmin = 30 мкм при вероятности Р = 0,95 (без расчёта), которая предпочтительна, так как требует меньших затрат на сборку.
Вывод. При механической сборке принята посадка Æ50Н7/s6 с вероятностью Р = 0,95.
Пример 10. По исходным данным и решению примера 8 рассчитать посадку в системе вала по вероятности неразрушения с основным отклонением Æ50k6. Расчётный натяг N = 8,39 мкм. Сборка тепловая.
Решение. Предварительно принята посадка с Nmin = 2 мкм.
Поле допусков показано на рис. 31, б. Выполнена проверка. Рассчитан вероятностный натяг при вероятности Р = 0,99. Квантиль нормального распределения uP = 2,33 (табл. 12). Допуски вала ITd = IT6 = 18 – 2 = 16 мкм, отверстия ITD = IT7 = 21 мкм; средний натяг мм.
Среднее квадратичное отклонение табличного натяга:
мкм; мкм;
мкм.
Минимальный вероятностный натяг NPmin = 20,5 – 2,33×4,4 = 10 мкм. Это больше расчётного натяга.
Вывод. В системе вала принята посадка Æ50M7/k6 с вероятностью Р = 0,99.
Пример 11. Пересчитать на систему вала с основным отклонением Æ50k6 посадку Æ50H7/d11 (рис. 32, а).
а) б) в)
Рис. 32. Поля допусков посадок с зазором
Решение. Предельные отклонения размеров (табл. 10): .
Минимальный зазор Smin = 80 мкм. Предварительно принята посадка (рис. 32, б). Она даёт минимальный зазор Smin = 80 – 18 = 62 мкм < 80 мкм, что недостаточно. Принята посадка с бóльшим зазором (рис. 32, в)
Минимальный зазор Smin = 130 – 18 = 112 мкм > 80 мкм.
Вывод. В системе вала принята посадку вместо посадки в системе отверстия.
Пример 12. По исходным данным и решению примера 8 рассчитать минимальное давление в соединении с посадкой Æ50H7/r6. Номинальный диаметр d = 50 мм, минимальный натяг Nmin = 9 мкм, коэффициенты модуль упругости Е = 21,5·104 МПа.
Решение. Предельные отклонения размеров (табл. 10):
Давление в соединении – формула (34):
5.3. Посадки подшипников качения
Выбор посадок зависит от вида нагружения колец, действующих нагрузок, режима работы и условий эксплуатации. Различают три случая нагружения колец подшипников:
1) местное, когда кольцо неподвижно относительно радиальной нагрузки;
2) циркуляционное, когда кольцо вращается относительно радиальной нагрузки;
3) колебательное.
Выбирать посадки следует по учебному пособию [11]. Суть рекомендаций заключается в том, что соединение с валом или корпусом колец, вращающихся относительно нагрузки, должно осуществляться c натягом, а посадки неподвижных относительно нагрузки колец – с зазором. В этих случаях натяг исключает проворачивание кольца и соответственно развальцовку посадочных поверхностей и контактную коррозию. Зазор же облегчает монтаж, регулировку зазоров в подшипниках, свободное перемещение при температурных деформациях валов и даёт возможность изменять положение зоны нагружения кольца при его нерегулярном проворачивании.
Предельные отклонения размеров подшипников регламентированы ГОСТ 520, в соответствии с которым для внутреннего кольца они направлены не в тело детали, как для основного отверстия, а в минус от номинального размера. Приемлемый натяг при этом обеспечивают формально переходной посадкой (рис. 33, а). Величину допуска определяют классом точности подшипника: L0, L6 и т.д. – для внутреннего диаметра подшипника; l0, l6 и т.д. – для наружного диаметра (lager – подшипник).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.