3. Неуказанные предельные отклонения размеров, например, «H14, h14, ± IT14/2».
4. Указания о контрольных параметрах зубчатых колёс по типу: «Комплекс показателей точности устанавливается изготовителем по ГОСТ 1643-81».
5. Обработку по размерам в квадратных скобках производить совместно с дет. поз. 3.
6. Детали применять совместно.
В последних двух пунктах показана запись для элементов, обрабатываемых совместно (например, подшипниковые расточки корпуса и крышки редуктора).
В основной надписи материалы приводят с указанием стандартов: стали обыкновенного качества (например, Ст5, Ст6) – по ГОСТ 380-88, стали углеродистые качественные (35, 45) – по ГОСТ 1050-88, стали легированные (40Х, 30ХГС) – по ГОСТ 4543-88, чугун серый (СЧ15, СЧ20) – по ГОСТ 1412-85, чугун ковкий (КЧ 30-6) – по ГОСТ 1215-79.
Вопросы конструирования изложены в достаточном количестве учебных пособий и справочников [2, 3, 8, 11]. Требования к рабочим чертежам также приведены в СТО [12].
11.2. Чертежи валов
Пример рабочего чертежа ступенчатого вала приведен на рис. 51. Вал имеет простую конструктивную форму, поэтому выполнена одна проекция, дополненная выносными изображениями элементов и сечениями, разгружающими основное изображение. Упорный бурт для шестерни, увеличивающий размер заготовки, отсутствует, так как принято центрирование по цилиндру, когда длина ступицы больше диаметра. Вал имеет ступени, предназначенные для упора полумуфты и подшипников. Торцы снабжены фасками, галтелями или кольцевыми канавками.
Шпоночные пазы спроектированы вдоль оси симметрии на одной стороне вала. В целях унификации приняты шпонки одинакового сечения. Проекции пазов с полукруглыми торцами соответствуют их изготовлению пальцевой фрезой. Такая форма обеспечивает хорошую устойчивость шпонки в пазу. При такой технологии изготовления боковые поверхности паза, являющимися рабочими, имеют достаточно высокий класс шероховатости (Ra = 3,2 мкм). Нерабочая поверхность осно-
Рис. 51. Рабочий чертёж ступенчатого вала вания паза имеет на 1…2 класса ниже. Шпоночные пазы располагают на расстоянии от соседних торцов 5…10 мм.
Все осевые размеры проставлены вверху, допуски формы и отклонения поверхностей показаны вверху и внизу изображения. На чертеже представлен комбинированный способ простановки размеров. Размеры шпонок, фасок и канавок включены в размер ступени. Длина шпонки привязана к ближайшему торцу.
Показаны выносные сечения со шпоночными пазами и выносное изображение кольцевой подточки. На выносных сечениях приведены размеры шпоночного паза с предельными отклонениями, шероховатость поверхностей и допуски параллельности и симметричности рабочих граней паза [8]. Глубина паза t1 показана от дуги окружности, показанной тонкой линией на сечении, фактически от цилиндрической поверхности вала.
Все сопряжённые диаметры изображены с предельными отклонениями. Для хвостовиков назначают переходные посадки (k6, m6, n6), при ударных нагрузках – посадки с гарантированным натягом (p6, r6). Для шеек валов редукторов принимают переходные посадки, обеспечивающие гарантированный натяг (js6, k6, m6, n6) в сопряжении с подшипником, например, L0/k6. Зубчатые колёса напрессовывают на головки валов по сопряжениям H7/p6 (основное соединение – шпоночное) либо H7/r6 или H7/s6 (основное соединение – прессовое). При наличии распорных втулок и колец их сопрягают по h6 или h7.
Все цилиндрические поверхности вала, в том числе несопряжённые, имеют высокий класс шероховатости, так как они подвержены знакопеременным напряжениям. Условные обозначения шероховатости поверхностей приведены на верхних частях изображения вала. Сопряжённые поверхности хвостовика выполняют по Ra= 2,5…5 мкм; поверхности шеек и головки - Ra= 1,25…2,5 мкм. Торцы заплечиков под подшипники и зубчатые колёса обрабатывают по Ra= 2,5 мкм, торец под муфту – по Ra= 5 мкм, торцы вала – по Ra= 10 мкм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.