Сборочные чертежи редукторов. Спецификации. Сборочные чертежи приводов. Муфты. Чертежи деталей, страница 10

Шероховатость обозначена знаком, аналогичным знаку радикала с указанием параметров микронеровности, по типу: . Острие знака указывает на обрабатываемую поверхность либо на выносную линию, проведенную от этой поверхности. Знак шероховатости указывают также на линиях-выносках, на их полках, на размерных линиях либо их продолжениях.

Преобладающую шероховатость или  шероховатость в состоянии поставки (необработанную поверхность) указывают в верхнем правом углу чертежа с обозначением по типу: (). Если все поверхности имеют одинаковую шероховатость, скобку со знаком не ставят. Знак в скобках имеет размер, соответствующий знакам на чертеже, а знак перед скобкой – в 1,5 раза больше.

Условные обозначения допусков формы и расположения поверхностей сгруппированы, в основном, выше изображения, на 1…2-х уровнях. Базовыми поверхностями являются шейки вала.Они определяют ось вращения вала. Условные обозначения базовых осей приведены под изображением детали. Для вала базовую ось указывают косвенно, располагая зачернённые треугольники на продолжении размерных линий обеих шеек и обозначая базу прописными буквами русского алфавита. Последующими буквами русского алфавита указывают сечения, местные виды и разрезы.

На все посадочные поверхности установлены допуски цилиндричности, на заплечики вала, служащие упором подшипников качения – допуски перпендикулярности относительно базы АБ, на шейки валов – допуски соосности относительно той же базы [8].

Обозначения выносных изображений указаны  русской буквой без подчёркивания. При изображении элементов, развёрнутых на 180º, показывают одно изображение, а к букве добавляют знак «повернуто» (окружность со стрелкой слева, направленной против часовой стрелки). Для изображений, выполненных в масштабе увеличения, указывают этот масштаб, например, Д (2:1).  В технические требования при отсутствии на чертеже радиусов галтелей ставят запись по типу: «Радиусы галтелей R2» (т.е. R = 2 мм).

Пример рабочего чертежа гладкого вала приведен на рис. 52. Вал имеет цилиндрическую форму со шлицевым хвостовиком. Диаметр приведен в системе вала с предельными отклонениями k6, соответствующими  подшипниковой посадке L0/k6. Наружный диаметр шлицев соответствует диаметру вала. На выносном изображении приведена шероховатость поверхностей зубьев. Обработка вала выполнена в центрах, что подразумевается «по умолчанию».

 


Рис. 52. Рабочий чертёж гладкого вала

11.3. Чертежи цилиндрических колёс

Пример рабочего чертежа цилиндрического колеса приведен на рис. 53. Классическая форма колеса – венец, содержащий  зубья и обод, ступица и диск (рёбра). Минимальную толщину обода венца δо.min  для кованых колёс (другие варианты – литые и сварные) принимают в зависимости от модуля из табл. 27.

Таблица 27. Толщина обода, мм

m

1,5

2

2,5

3

4

5

6

δо.min

4 m

3,8m

3,5m

3,3m

3m

2,8m

2,5m

Примечание. Принимать δо.min не менее 10 мм.

     Венцы снабжают фасками с координатой с = m для снижения концентрации нагрузки. Такие фаски показывают без упрощений также на сборочных чертежах. Размеры ступиц принимают по классическим соотношениям: длину  для обеспечения центрирования по цилиндру и диаметр ступицы из стали или чугуна , исключающий расчёт втулки на кручение.

Рассчитанную таким образом ступицу устанавливают на валу, сконструированному без буртов, увеличивающих размер заготовки вала. Если не позволяют габариты конструкции, то принимают lст > 0,8d, но с обязательным упором в торец соседней детали (колеса, втулки, кольца и др.). Колёса изготовляют, в основном, трёх конструкций: со ступицей, торцы которой совпадают с торцами венца; с несимметричной ступицей, выступающей за пределы одного торца венца; с симметричной ступицей, выступающей за пределы обоих торцов венца [8].

Толщину диска принимают

с = (0,2…0,4)b ≥ 10 мм.                                                 (53)