По способу подвода смазочного материала к зацеплению различают картерное и циркуляционное смазывание. Картерную смазку (окунанием) применяют в червячных передачах при окружных скоростяхu до 10 м/с, в зубчатых передачах до 12…15 м/с, а при повторно-кратковременных режимах до 20 м/с. Циркуляционная смазка рентабельна при обслуживании группы редукторов.
Объём масляной ванны принимают из расчёта 0,35…0,8 л/кВт (последняя цифра – для червячных редукторов). Уровень зеркала масляной ванны определяют колёса. Глубина погружения колеса быстроходной ступени не должна превышать две высоты зуба, но не менее 10 мм (рис. 65). Глубину погружения колеса тихоходной ступени не рекомендуют принимать больше 0,25ra2 (до 0,33ra2).
В процессе эксплуатации масло покрывает стенки редуктора и валы, заполняет подшипники и испаряется через отдушину, поэтому его уровень меняется. Верхний уровень масла (ВУ) должен быть расположен на расстоянии от плоскости разъёма не менее 0,67ra2 при погружении зубьев колеса быстроходной ступени более 10 мм (до 2h = 4,5m). Нижний уровень (НУ) следует назначить на расстоянии от плоскости разъёма более 0,75ra2 при погружении быстроходного колеса, равном 10 мм (рис. 67).
Рис. 67. Смазывание колёс обеих ступеней
Уровень дна редуктора определяется объёмом масла. Высоту масляной ванны hм определяют делением объёма масла на площадь зеркала ванны. Её следует увеличить при чрезмерно близком расстоянии от венца колеса до днища. Рекомендуется минимальное расстояние δ4 = 3δ (рис. 67). Если учесть, что расстояние от венца колеса до крышки корпуса приблизительно равно толщине стенки корпуса δ, то корпус редуктора всегда выше его крышки.
Наиболее благоприятная ситуация для смазывания зубчатых колёс с цилиндрической тихоходной ступенью возникает при равенстве диаметров колёс обеих ступеней. Это возможно, когда при расчёте передач принято uб >uт, например, uб = 3,55; uт = 2,8 либо uб = 4; uт = 3,15 (приняты стандартные передаточные числа).
В коническо-цилиндрическом редукторе коническое колесо должно быть погружено в масло на всю длину зуба (0,3 rae2). При этом возникают трудности в назначении передаточных чисел: максимальное значение uб = 3 [6] требует назначения более низких значений uт. В этом случае рекомендуется принять uб = 4, а uт = 3,55; 3,15; 2,8 и проанализировать варианты погружения колёс. Целесообразно выполнить расчёты диаметров на ЭВМ с их прорисовкой аналогично рис. 67.
В червячных редукторах с нижним расположением червяка его следует погружать в масло не глубже высоты витка. При этом уровень масла не должен располагаться выше центра шарика или ролика подшипника качения во избежание потерь на взбалтывание масла (барботажных потерь). Иногда при таком требовании возникает аварийная ситуация: витки червяка недостаточно смазываются маслом. Частично ситуацию разрешает постановка брызговиков, устанавливаемых на червяке, для набрасывания масла на витки червяка.
В многоступенчатых цилиндрических редукторах при значительном неравенстве диаметров колёс дополнительно ставят смазочную шестерню (из текстолита). Для коническо-цилиндрического редуктора такой вариант неприемлем: требуется либо обеспечить оптимальное передаточное число ступеней, либо применять дорогостоящую циркуляционную смазку с приводом масляного насоса от одного из валов редуктора (с существенным снижением его КПД).
Назначение марки масла зависит от рекомендуемой вязкости масла, которая зависит от окружной скорости и контактного напряжения. По кинематической вязкости назначают марку масла [11]. В двухступенчатых редукторах принимают среднюю вязкость из выбранных для первой и второй ступени. Так, например, для быстроходной ступени при окружной скорости u = 6,5 м/с и рабочем контактном напряжении σН = 880 МПа рекомендуется n = 40 мм2/с [11]. Для тихоходной ступени при окружной скорости u = 2,5 м/с и рабочем контактном напряжении σН = 490 МПа рекомендуется n = 28 мм2/с. Среднее значение n = 34 мм2/с. Следует принять индустриальное масло И-30А с n = (28...33) мм2/с [11].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.