Сборочные чертежи редукторов. Спецификации. Сборочные чертежи приводов. Муфты. Чертежи деталей, страница 11

Если позволяют размеры, в диске ставят отверстия для размещения крепёжных деталей при  нарезания пакетом из нескольких колёс и для размещения пальцев съёмника, но не для уменьшения массы.

     Основная конструкторская базовая поверхность  – отверстие. Базу указыва 


Рис. 53. Рабочий чертёж зубчатого колеса ют зачернённым треугольником, проведенным на продолжении размерной линии диаметра отверстия. Если вторая размерная поверхность отсутствует (находится на неразрезанной части изображения или искажается шпоночной канавкой), то размерную линию обрывают. Для базового отверстия устанавливают допуск цилиндричности.

Колесо при изготовлении устанавливают на базовый торец (технологическую базу), для которого назначают допуск торцового биения. Допуск радиального биения окружности вершин не ставят, так как он входит в допуск размера диаметра h9.

Конфигурация чертежа позволяет сделать предположение, что колесо изготовлено в условиях индивидуального производства (горизонтальные нерабочие поверхности ступицы и обода, полученные механической обработкой) и надевается на гладкий вал с прессовой посадкой (отсутствие шпоночного паза и посадка Т7). На чертеже зубчатого колеса приводят следующие данные.

1)   Таблицу параметров, как и на рабочих чертежах любых зубчатых колёс и звёздочек цепных передач.

2)  Предельные отклонения диаметра цилиндра вершин; на диаметр впадин размер на чертеже не ставят.

3)  Шероховатость рабочих поверхностей зубьев - на образующей делительного цилиндра; для зубьев 7-й и 8-й степеней точности принимают  Ra = 1,6 мкм.

4)  Цилиндры вершин и торцы венца и ступицы обрабатывают поRa = 2,5…5  мкм.

5)  Технические требования могут быть дополнены сведениями о контроле зубьев, например, «Комплекс показателей точности устанавливается изготовлением по ГОСТ 1643-81» (при отсутствии контрольных параметров в таблице).

     Таблицу параметров зубчатого венца размещают в правом верхнем углу чертежа вплотную к правой рамке и зазором 20 мм от верхней рамки. Ширина таблицы параметров 110 мм, из них 10 мм – для буквенных обозначений и 35 мм – для численных значений. При наличии двух венцов колеса ширину таблицы параметров увеличивают на 35 мм, в неё добавляют строку «Зубчатый венец А, Б». Высота каждой строки должна быть не менее 7 мм. При необходимости наименование параметра располагают в двух строках.

Таблица параметров состоит из трёх частей, разделённых сплошными основными линиями. Первая часть содержит основные данные для нарезания зубьев колёс, вторая – данные для контроля, третья – справочные данные.

В первой части для цилиндрических зубчатых колёс приводят: модуль т; число зубьев z; угол наклона b; направление линии зуба – правое, левое, шевронное, в том числе для вала-шестерни с раздвоенной ступенью; нормальный исходный контур со ссылкой на ГОСТ 13755-81; коэффициент смещения х (при  х ≠ 0); вид сопряжения с записью по типу: «Степень точности по ГОСТ 1643-81». В последней графе делают запись типа «Ст. 8–В», где 8 – степень точности по трём нормам – кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев; В – вид сопряжения зубчатых колёс (нормальный зазор). Увеличенный зазор обозначается буквой А, уменьшенный – С и D, малый – Е, нулевой – Н. Неиспользуемые строки таблицы исключают или прочёркивают.

     Во вторую часть включают одну или две строки: постоянную хорду , расстояние до постоянной хорды илидлину общей нормали Wна zw зубьев. При отсутствии второй части в технических требованиях делают запись по типу «Комплекс показателей точности устанавливается изготовлением по ГОСТ 1643-81», приведенную выше. В третьей части таблицы приводят делительный диаметр d, обозначение чертежа сопряжённого колеса и его число зубьев.

Пример рабочего чертежа цилиндрического вала-шестерни  приведен на рис. 54.  Перед вычерчиванием необходимо изучить требования к рабочим чертежам вала (п. 11.2) и зубчатого колеса (п. 11.3). Линейные размеры в основном сконцентрированы внизу рисунка, допуски формы и отклонения поверхностей - вверху. Торцы шестерни, не являющиеся базой для других деталей, обрабатаны по относительно невысокому классу шероховатости.