Введение
Высокая динамика изменений рыночной среды требует от предприятий производственной сферы быстрой ответной реакции и разработки адекватных решений на всех уровнях управления. Решения, принимаемые на уровне топ-менеджеров необходимо быстро и эффективно реализовывать всеми функциональными службами производственного предприятия, что позволяет обеспечивать изменения внутренней среды в соответствии со стратегическими задачами на его рынке. В реализации стратегических целей предприятия важную роль играет его коммерческая деятельность, которая не только обеспечивает выполнение основных экономических целей, но что не менее важно, приращивает дополнительную ценность выпускаемой продукции за счет эффективной инновационной деятельности и закупочно-сбытовой политики.
В курсе лекций особое внимание уделяется вопросам системного подхода к управлению коммерческой деятельностью, направленной на решение стратегических целей предприятия. Ввиду реально существующих проблем в производственной сфере хозяйствующих субъектов, акцент сделан в область использования в коммерческой деятельности теории маркетингового управления, что, по-нашему мнению, позволяет использовать современные инструменты управления не только стратегического, но и тактического и оперативного плана. Это прежде всего связано с проблемой загруженности коммерческой службы предприятий вопросами выполнения постоянно увеличивающегося потока оперативных работ и государственной зарегулированностью управленческих решений. Оперативный подход к управлению, в том числе, и коммерческой деятельностью, не позволяет предприятию определить видение своего развития на перспективу и сконцентрировать ресурсы, не распыляя их, на наиболее перспективных направлениях своей работы с учетом развития конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Курс лекций включает 6 тем, объеденных идеей повышения эффективности выполнения всех функций коммерции за счет использования стратегического подхода к их реализации. Значительное внимание, ввиду этого, уделяется вопросам информационно-аналитического обеспечения функций коммерческой деятельности, разработке ассортиментной политики на основе инновационной деятельности, сбытовой политики предприятия и аутсорсингу и инсорсингу, как современным стратегиям коммерческой деятельности.
Тема 1. СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Сущность коммерческой деятельности и ее место в функциях производственного предприятия.
2. Содержание коммерческой деятельности производственного предприятия (КДПП).
3. Основные принципы коммерческой деятельности производственного предприятия.
Литература [1,3,10,11,13,14,17]
1. Сущность коммерческой деятельности и ее место в функциях производственного предприятия
Коммерческая деятельность имеет место везде и всегда, если осуществляются процессы купли–продажи. Поэтому, если рассматривать классическую цепочку процесса товародвижения (рис. 1), то во всех звеньях этой цепи осуществляются наряду с другими коммерческие процессы
коммерческие процессы
Рис. 1. Классическая цепь процесса товародвижения
Существенной в каждом конкретном случае является разница в значении, которое занимает коммерческая функция по отношению к основной целевой деятельности предприятия. Поэтому рассматриваются два самостоятельных направления в коммерции:
· коммерческая деятельность, которую осуществляют предприятия по оказанию услуг материального и нематериального характера, являющаяся основной целевой установкой их функционирования на рынке;
· коммерческая деятельность, которую осуществляют производственные предприятия, центральной функцией которых является производство. Коммерческая же функция является подчиненной основной – производственной.
Осуществление коммерческой деятельности непосредственно предопределяет необходимость осуществления целого ряда других взаимосвязанных функций производственного предприятия (табл. 1)
Таблица 1. Содержание основных функций производственного
предприятия
Наименование функций |
Содержание функции |
Пояснение к процессу реализации функции |
Дисциплина(ны), изучающая(щие) данные процессы |
Производственная Технологическая |
Процессы соединения материально-технических ресурсов и живого труда в процессе производства продукции (услуг) Деятельность по приобретению, доставке, хранению, подготовке к использованию материально-технических ресурсов |
Организация производственного процесса в производственном пространстве и во времени; технологии производства (различных видов продукции) Организация технической подготовки производства и технического обслуживания производственной инфраструктуры предприятия |
Технология производства Организация производства Организация производства Логистика |
Коммерческая Маркетинговая |
Деятельность по обслуживанию закупочных процессов и доведению готовой продукции и услуг до потребителей Деятельность по изучению, анализу и формированию рынков |
Организация оптимальных хозяйственных связей с партнерами; формирование портфеля заказов; ассортиментная политика; дистрибутивная политика. Исследование и прогнозирование товарного рынка; проведение ценовой и товарной политики; разработка плана маркетинга, организация сервисного обслуживания покупателей |
Коммерческая деятельность производственного предприятия Маркетинг, Маркетинг-менеджмент |
Финансовое обеспечение |
Деятельность по мобилизации и привлечению финансовых ресурсов – собственных, ресурсов инвесторов и кредиторов |
Определение потребности и выбор источников формирования финансовых ресурсов; применение оптимальных форм расчетов за товары и услуги, синхронизация материальных и финансовых потоков |
Финансы предприятия Финансовый менеджмент |
Управление |
Интегрирующая функция, направленная на достижение целей предприятия |
Управление вышеперечисленными функциями достигается через классические составляющие — планирование, организация контроль, мотивация и стимулирование |
Менеджмент Маркетинг-менеджмент Стратегический маркетинг Антикризисное управление Экономика производственного предприятия |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.