Содержание коммерческой деятельности производственного предприятия. Функции и структура коммерческой службы, страница 6

Большое внимание предприятия должны уделять формированию оптимальной структуры маркетинговых отделов, наиболее тесно взаимодействующим с отделом материально-технического снабжения и отделом сбыта. При этом важно определить численность сотрудников службы маркетинга. Рекомендуется определять численность из расчета 5-7 % от списочного состава предприятия. Для предприятий с общим числом работающих 600 человек рекомендуется иметь численность маркетинговых служб, включая ее руководителей, равную 8-12 сотрудникам.

При малом штате сотрудников создавать развернутые службы маркетинга не представляется возможным, поэтому подразделения необходимо сильного агрегировать (рис. 4).

 


Рис. 4 Функционально-продуктовая агрегированная

 структура маркетинговой службы

На малых предприятиях не представляется возможным создать подразделения маркетинга, и часто один из руководителей совмещает выполнение нескольких управленческих функций, включая и функции маркетинга.

Структура отдела маркетинга может иметь одну из следующих ориентаций:

·  функциональную;

·  товарную;

·  рыночную;

·  региональную;

·  товарно–функциональную;

·  рыночно–функциональную;

·  матричную и др.

Условия применения данных структур управления подробно рассмотрена Л.В. Осиповой и И.М. Синяевой, А.М. Немчиным и др. авторами.

Систематизация организационного построения отделов снабжения на предприятиях позволяет выделить две наиболее типичные схемы (рис.5).

 


Рис. 5. Схема организационного построения службы материально-технического обеспечения (МТО) предприятия по

 принципу функциональной специализации подразделений

(группы бюро)

Вторая схема организационного построения представлена на рисунке 6.

 


Рис. 6. Схема организационного построения службы МТО по принципу товарной специализации подразделений

Для нее характерно, что в пределах одной группы (бюро), выделенной по закрепленной за ней номенклатурой, выполняются все функции: планирование, оперативно-заготовительная работа, складирование.

В практике хозяйствования объединений предприятий выделяют децентрализованную и централизованную формы организации материально-технического снабжения.

При децентрализованном обеспечении создаются самостоятельные службы МТО.При этом каждое предприятие, входящее в промышленную фирму, самостоятельно обеспечивает себя необходимыми материальными ресурсами.

Централизация функции МТО в рамках фирмы позволят сокращать материальные запасы, экономить на транспортных перевозках (рис.7).

 


Рис. 7 Роль и функции службы МТО при централизации обеспечения материальными ресурсами фирмы

В этом случае вице–президент фирмы, возглавляющие материально–техническое снабжение, получает одинаковые права с вице–президентом, отвечающим за производственную и финансовую деятельность. Центральным отделом снабжения проводится политика закупок, вырабатывается стратегия снабжения. Но главной функцией отдела снабжения остается закупка основных видов материальных ресурсов с наименьшими затратами без снижения их качества. Этот отдел проводит постоянное наблюдение за рынком сырья и материалов, его конъюнктурой, новыми материалами и технологиями производства.

Руководитель центрального отдела МТО отвечает за эффективность процесса закупок, координирует деятельность сотрудников, координирует ее с деятельностью других функциональных подразделений, подбирает кадры.

Правильно выбранная форма организационной структуры коммерческой службы должна соответствовать корпоративной культуре и стратегии предприятия, используемым технологиям и квалификации работников, рынку и производимой продукции. Поэтому эту структуру нельзя выбирать произвольно, а следует учитывать многие внешние и внутренние факторы. И даже прекрасно спроектированная организационная структура с течением времени начинает становиться неадекватной внешней и внутренней среде. Возникает потребность в модификации организационной структуры, которая должна быть реализована.