Большое внимание предприятия должны уделять формированию оптимальной структуры маркетинговых отделов, наиболее тесно взаимодействующим с отделом материально-технического снабжения и отделом сбыта. При этом важно определить численность сотрудников службы маркетинга. Рекомендуется определять численность из расчета 5-7 % от списочного состава предприятия. Для предприятий с общим числом работающих 600 человек рекомендуется иметь численность маркетинговых служб, включая ее руководителей, равную 8-12 сотрудникам.
При малом штате сотрудников создавать развернутые службы маркетинга не представляется возможным, поэтому подразделения необходимо сильного агрегировать (рис. 4).
![]() |
Рис. 4 Функционально-продуктовая агрегированная
структура маркетинговой службы
На малых предприятиях не представляется возможным создать подразделения маркетинга, и часто один из руководителей совмещает выполнение нескольких управленческих функций, включая и функции маркетинга.
Структура отдела маркетинга может иметь одну из следующих ориентаций:
· функциональную;
· товарную;
· рыночную;
· региональную;
· товарно–функциональную;
· рыночно–функциональную;
· матричную и др.
Условия применения данных структур управления подробно рассмотрена Л.В. Осиповой и И.М. Синяевой, А.М. Немчиным и др. авторами.
Систематизация организационного построения отделов снабжения на предприятиях позволяет выделить две наиболее типичные схемы (рис.5).
Рис. 5. Схема организационного построения службы материально-технического обеспечения (МТО) предприятия по
принципу функциональной специализации подразделений
(группы бюро)
Вторая схема организационного построения представлена на рисунке 6.
![]() |
Рис. 6. Схема организационного построения службы МТО по принципу товарной специализации подразделений
Для нее характерно, что в пределах одной группы (бюро), выделенной по закрепленной за ней номенклатурой, выполняются все функции: планирование, оперативно-заготовительная работа, складирование.
В практике хозяйствования объединений предприятий выделяют децентрализованную и централизованную формы организации материально-технического снабжения.
При децентрализованном обеспечении создаются самостоятельные службы МТО.При этом каждое предприятие, входящее в промышленную фирму, самостоятельно обеспечивает себя необходимыми материальными ресурсами.
Централизация функции МТО в рамках фирмы позволят сокращать материальные запасы, экономить на транспортных перевозках (рис.7).
![]() |
Рис. 7 Роль и функции службы МТО при централизации обеспечения материальными ресурсами фирмы
В этом случае вице–президент фирмы, возглавляющие материально–техническое снабжение, получает одинаковые права с вице–президентом, отвечающим за производственную и финансовую деятельность. Центральным отделом снабжения проводится политика закупок, вырабатывается стратегия снабжения. Но главной функцией отдела снабжения остается закупка основных видов материальных ресурсов с наименьшими затратами без снижения их качества. Этот отдел проводит постоянное наблюдение за рынком сырья и материалов, его конъюнктурой, новыми материалами и технологиями производства.
Руководитель центрального отдела МТО отвечает за эффективность процесса закупок, координирует деятельность сотрудников, координирует ее с деятельностью других функциональных подразделений, подбирает кадры.
Правильно выбранная форма организационной структуры коммерческой службы должна соответствовать корпоративной культуре и стратегии предприятия, используемым технологиям и квалификации работников, рынку и производимой продукции. Поэтому эту структуру нельзя выбирать произвольно, а следует учитывать многие внешние и внутренние факторы. И даже прекрасно спроектированная организационная структура с течением времени начинает становиться неадекватной внешней и внутренней среде. Возникает потребность в модификации организационной структуры, которая должна быть реализована.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.