Содержание коммерческой деятельности производственного предприятия. Функции и структура коммерческой службы, страница 5

1)  функциональная специализация — группировка подразделений (групп, бюро, секторов, отделов) осуществляется по выполняемым функциям;

2)  товарная специализация, когда подразделения сгруппированы по продуктам или товарам.

Рассмотрим преимущества и недостатки данных подходов специализации в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика функционального и товарного подходов к построению подразделений коммерческой службы производственных предприятий

Функциональная специализация

Товарная специализация

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

·  Освобождение руководителей от решения ряда специальных вопросов;

·  Снижение потребности в специалистах широкого профиля

·  Сосредоточение работников на своих конкретных функциях, что приводит к сужению видения перспектив предприятия в целом

·  Требуется координация деятельности отдельных подразделений

Облегчаются согласования деятельности внутри подразделений и оценка результатов работы

Большее потребление финансовых и трудовых ресурсов

С увеличением размеров предприятия создаются условия для развития коммерческой службы (включая маркетинговую), дифференцируются подразделения. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и возможности стандартизировать работы в коммерческой службе.

Формирование организационной структуры отделов, входящих в коммерческую службу предприятия включает два аспекта:

·  определение места подразделения в  структуре управления предприятием — установление соподчиненности и функций;

·  распределение функций между отдельными подразделениями и сотрудниками.

На построение организационной структуры отделов коммерческой службы оказывают влияние три группы факторов:

1.  фаза жизненного цикла предприятия и стратегическая  направленность деятельности производственного предприятия: миссия, стратегические цели и задачи;  организационная культура;

2.  экономические: уровень спроса  на выпускаемую продукцию, объем производимой продукции, формы расчетов за поставляемую (продаваемую) продукцию и закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок и нетранзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт;

3.  организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и позволяет стандартизировать работы в коммерческой службе;

4.  технические: используемая техника, технологии, отраслевая структура, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов.

Многообразие факторов, воздействующих на структуру коммерческой службы, приводит к значительному разнообразию схем организационных структур отделов маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения).

3. Организационное построение службы сбыта, службы

маркетинга и службы материально-технического снабжения

На предприятиях с неширокой номенклатурой, но большим или средним объемом выпускаемой продукции структуру отделов сбыта можно охарактеризовать как функциональную (рис. 3).

 


Рис.3 Функциональная структура отдела сбыта

Для крупных предприятий с широкой номенклатурой производства и значительным объемом выпуска продукции структура отдела сбыта может быть организована по товарам (номенклатуре выпускаемой продукции), либо по функциям и товарам (смешанная структура отдела сбыта).

В России и Белоруссии существуют предприятия передавшие функции по материально-техническому снабжению и сбыту торговым домам. Некоторые предприятия создали отделы торговли, которые занимаются продажей через сеть фирменных магазинов. Причем, на этих предприятиях функционируют и отделы сбыта.

Многие промышленные предприятия создали разветвленную фирменную сеть для сбыта своей продукции (СП ОАО «Спартак», «Гомельдрев» и др.).