1) функциональная специализация — группировка подразделений (групп, бюро, секторов, отделов) осуществляется по выполняемым функциям;
2) товарная специализация, когда подразделения сгруппированы по продуктам или товарам.
Рассмотрим преимущества и недостатки данных подходов специализации в таблице 2.
Таблица 2. Сравнительная характеристика функционального и товарного подходов к построению подразделений коммерческой службы производственных предприятий
Функциональная специализация |
Товарная специализация |
||
Преимущества |
Недостатки |
Преимущества |
Недостатки |
· Освобождение руководителей от решения ряда специальных вопросов; · Снижение потребности в специалистах широкого профиля |
· Сосредоточение работников на своих конкретных функциях, что приводит к сужению видения перспектив предприятия в целом · Требуется координация деятельности отдельных подразделений |
Облегчаются согласования деятельности внутри подразделений и оценка результатов работы |
Большее потребление финансовых и трудовых ресурсов |
С увеличением размеров предприятия создаются условия для развития коммерческой службы (включая маркетинговую), дифференцируются подразделения. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и возможности стандартизировать работы в коммерческой службе.
Формирование организационной структуры отделов, входящих в коммерческую службу предприятия включает два аспекта:
· определение места подразделения в структуре управления предприятием — установление соподчиненности и функций;
· распределение функций между отдельными подразделениями и сотрудниками.
На построение организационной структуры отделов коммерческой службы оказывают влияние три группы факторов:
1. фаза жизненного цикла предприятия и стратегическая направленность деятельности производственного предприятия: миссия, стратегические цели и задачи; организационная культура;
2. экономические: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производимой продукции, формы расчетов за поставляемую (продаваемую) продукцию и закупаемые материально-технические ресурсы, доля мелких отправок и нетранзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт;
3. организации производства: тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов. Углубление специализации ведет к росту объема однородных работ и позволяет стандартизировать работы в коммерческой службе;
4. технические: используемая техника, технологии, отраслевая структура, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов.
Многообразие факторов, воздействующих на структуру коммерческой службы, приводит к значительному разнообразию схем организационных структур отделов маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения).
3. Организационное построение службы сбыта, службы
маркетинга и службы материально-технического снабжения
На предприятиях с неширокой номенклатурой, но большим или средним объемом выпускаемой продукции структуру отделов сбыта можно охарактеризовать как функциональную (рис. 3).
Для крупных предприятий с широкой номенклатурой производства и значительным объемом выпуска продукции структура отдела сбыта может быть организована по товарам (номенклатуре выпускаемой продукции), либо по функциям и товарам (смешанная структура отдела сбыта).
В России и Белоруссии существуют предприятия передавшие функции по материально-техническому снабжению и сбыту торговым домам. Некоторые предприятия создали отделы торговли, которые занимаются продажей через сеть фирменных магазинов. Причем, на этих предприятиях функционируют и отделы сбыта.
Многие промышленные предприятия создали разветвленную фирменную сеть для сбыта своей продукции (СП ОАО «Спартак», «Гомельдрев» и др.).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.