3. Организационное построение службы сбыта, службы маркетинга и службы материально-технического снабжения.
4.
Литература [3,6,10,12,13,14,17,21]
1. Основные функции коммерческой службы предприятия
Предпринимательская деятельность в сфере производства призвана одновременно выполнять две основные функции:
· производственную — соединение факторов производства для выпуска продукции;
· коммерческую — продавать и покупать с целью извлечения прибыли.
Кроме указанных на предприятии выполняется также и ряд других функций: управления процессами и персоналом, маркетинговая, технологическая, финансового обеспечения, обеспечения безопасности производства.
Коммерческая функция выполняется коммерческой службой предприятия, возглавляемой коммерческим директором. Данная служба, как правило, включает следующие отделы: маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения). внешнеэкономической деятельности.
Содержание функций, выполняемых коммерческой службой предприятия, представлено на рис. 2.
Перечень отделов коммерческой службы предприятия и содержание их функций предопределяются выбранной стратегией деятельности предприятия на рынке, что позволяет практически реализовывать основные стратегические направления его развития.
Принципиально неверным является подход некоторых руководителей предприятий к организационной реструктуризации без предварительной разработки его концепции и стратегии.
Отдел маркетинга |
Отдел сбыта |
Отдел закупок (материально-технического обеспечения) |
Отдел внешнеэкономической деятельности |
· Исследование и прогнозирование товарного рынка · Продвижение товаров на рынок и реклама · Стимулирование сбыта · Проведение ценовой и товарной политики · Разработка плана маркетинга · Организация сервисного обслуживания покупателей |
· Установление коммерческих взаимоотношений с покупателями · Формирование портфеля заказов · Планирование сбыта · Коммерческая работа по сбыту товаров в собственной сбытовой сети |
· Исследование рынка сырья и материалов · Установление коммерческих взаимоотношений с поставщиками · Составление плана закупок материальных ресурсов · Организация закупок сырья и материалов · Стоимостной анализ заготовительной сферы |
· Заключение экспортных и импортных сделок · Таможенные функции |
На некоторых предприятиях (особенно машиностроительных) в коммерческую службы входит также отдел внешней кооперации и комплектации, у которого примерно такие же функции, так у отдела материально-технического обеспечения
2. Принципы специализации организационной структуры коммерческой службы предприятия и факторы ее определяющие
Одним из основных элементов организации коммерческой деятельности является организационная структура — конструкция организации, позволяющая управлять коммерческой деятельностью, обеспечивая устойчивые связи между структурными элементами (звеньями) организации.
Хорошо сформированная организационная структура предприятия позволяет минимизировать издержки и использовать перспективные возможности среды его деятельности. С другой стороны, несоответствующая среде деятельность предприятия организационная структура сводит шансы предприятия на выживание к нулю. Так церковь, сумевшая сделать свою структуру одновременно и открытой к внешним воздействиям и стабильной, существует уже 2000 лет.
Организационная структура предприятия является как бы его скелетом, вокруг которого формируются более мягкие ткани — такие как корпоративная культура и процесс принятия решений.
Структура организации может быть также определена как совокупность способов разделения труда между различными задачами и координации их выполнения.
В настоящее время наиболее часто используют функциональный и товарный принципы специализации коммерческих подразделений предприятия:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.