Содержание коммерческой деятельности производственного предприятия. Функции и структура коммерческой службы, страница 4

3.  Организационное построение службы сбыта, службы маркетинга и службы материально-технического снабжения.

4.   

Литература [3,6,10,12,13,14,17,21]

1. Основные функции коммерческой службы предприятия

Предпринимательская деятельность в сфере производства призвана одновременно выполнять две основные функции:

·  производственную — соединение факторов производства для выпуска продукции;

·  коммерческую — продавать и покупать с целью извлечения прибыли.

Кроме указанных на предприятии выполняется также и ряд других функций: управления процессами и персоналом, маркетинговая, технологическая, финансового обеспечения, обеспечения безопасности производства.

Коммерческая функция выполняется коммерческой службой предприятия, возглавляемой коммерческим директором. Данная служба, как правило, включает следующие отделы: маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения). внешнеэкономической деятельности.

Содержание функций, выполняемых коммерческой службой предприятия, представлено на рис. 2.

Перечень отделов коммерческой службы предприятия и содержание их функций предопределяются выбранной стратегией деятельности предприятия на рынке, что позволяет практически реализовывать основные стратегические направления его развития.

Принципиально неверным является подход некоторых руководителей предприятий к организационной реструктуризации без предварительной разработки его концепции и стратегии.

 


Отдел маркетинга

Отдел сбыта

Отдел закупок (материально-технического обеспечения)

Отдел внешнеэкономической деятельности

·  Исследование и прогнозирование товарного рынка

·  Продвижение товаров на рынок и реклама

·  Стимулирование сбыта

·  Проведение ценовой и товарной политики

·  Разработка плана маркетинга

·  Организация сервисного обслуживания покупателей

·  Установление коммерческих взаимоотношений с покупателями

·  Формирование портфеля заказов

·  Планирование сбыта

·  Коммерческая работа по сбыту товаров в собственной сбытовой сети

·  Исследование рынка сырья и материалов

·  Установление коммерческих взаимоотношений с поставщиками

·  Составление плана закупок материальных ресурсов

·  Организация закупок сырья и материалов

·  Стоимостной анализ заготовительной сферы

·  Заключение экспортных и импортных сделок

·  Таможенные функции

Рис 2. Основные функции коммерческой службы предприятия

На некоторых предприятиях (особенно машиностроительных) в коммерческую службы входит также отдел внешней кооперации и комплектации, у которого примерно такие же функции, так у отдела материально-технического обеспечения

2. Принципы специализации организационной структуры  коммерческой службы предприятия и факторы ее определяющие

Одним из основных элементов организации коммерческой деятельности является организационная структура — конструкция организации, позволяющая управлять коммерческой деятельностью, обеспечивая устойчивые связи между структурными элементами (звеньями) организации.

Хорошо сформированная организационная структура предприятия позволяет минимизировать издержки и использовать перспективные возможности среды его деятельности. С другой стороны, несоответствующая среде деятельность предприятия организационная структура сводит шансы предприятия на выживание к нулю. Так церковь, сумевшая сделать свою структуру одновременно и открытой к внешним воздействиям и стабильной, существует уже 2000 лет.

Организационная структура предприятия является как бы его скелетом, вокруг которого формируются более мягкие ткани — такие как корпоративная культура и процесс принятия решений.

Структура организации может быть также определена как совокупность способов разделения труда между различными задачами и координации их выполнения.

В настоящее время наиболее часто используют функциональный и товарный принципы специализации коммерческих подразделений предприятия: