исследований, что позволяет последним принимать обоснованные, согласованные и сориентированные на маркетинговый подход оптимальные решения, такие как выбор наиболее выгодных поставщиков и каналов продвижения продукции на потребительский рынок.
Объектами поставки могут быть: сырье и материалы, оборудование и запасные части, рабочая сила. Поэтому поставщиками могут выступать товарные биржи, оптовые и мелкооптовые торговцы, биржи труда, финансово-кредитные учреждения.
Выбор поставщика предполагает анализ альтернативных вариантов на основе выработки основных показателей оценки деятельности поставщика.
Требования к поставщикам могут быть разработаны отделом маркетинга на основе информации других служб и подразделений, и прежде всего — службы материально-технического снабжения.
Наиболее часто к числу таких критериев оценки поставщиков относят:
· репутация и имидж;
· надежность;
· качество продукции; соответствие его прогрессивным стандартам;
· возможный объем поставки;
· соблюдение сроков, графиков поставки;
· уровень цены на продукцию или услуги;
· сравнительный анализ цены–качества, цены–количества;
· условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов);
· взаимоотношения с заказчиками (доверительные, тесные, долговременные, комфортные или эпизодические, формальные, диктаторские);
· дополнительные услуги.
От обоснованности выбора поставщиков во многом зависит ритмичность производства, а в конечном счете, — рентабельность и репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции.
Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм или фирм, имеющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующим же фирмам целесообразно:
· сохранять уже существующие, хорошо налаженные связи;
· к новому поставщику следует сразу предъявлять повышенные требования.
Выбор поставщика проводится на конкурсной основе.
Информацию о поставщиках и их характеристиках можно получить из таких источников, как публикации, ярмарки, выставки, прямая почтовая рассылка, радио- и телевидение, рекламные буклеты, «Интернет».
Изучение посредников является направлением исследования рынка, результаты которого востребованы именно коммерческой службой предприятия, а именно — службой сбыта. Торговыми посредниками выступают агенты, брокеры, коммивояжеры, дистрибьюторы (торговые представители), консигнаторы, оптовые и розничные торговцы.
Опыт и результаты исследования сбытовой деятельности свидетельствуют, что с посредником система сбыта может работать более эффективно. Большинство производителей в дополнение к прямым продажам через своих коммивояжеров, используют посреднические каналы.
Анализ преимуществ и недостатков тех или иных каналов сбыта позволяет предприятию сделать правильный, обоснованный выбор системы продвижения товаров к конечному потребителю.
В пользу выбора крупных посредников свидетельствуют следующие их преимущества:
· располагают значительными финансовыми возможностями;
· имеют высокий уровень менеджмента и управления издержками;
· автоматизация процессов складирования, транспортировки, учета и обработки заказов легче осуществима и быстрее окупается;
· более эффективно внедряются новые методы хранения, обработки и продажи товаров.
Эти преимущества делают целесообразными длительные хозяйственные связи с такими посредниками, которые берут на себя сбытовые функции.
Вместе с тем, прямые продажи предпочтительны по ряду товаров (дорогая косметика, посуда со специальными свойствами, БАДы и др. и для товаров промышленного назначения, крупногабаритные товары, скоропортящиеся товары и др.) и для отдельных категорий потребителей (распространение по каталогам).
Производители специального оборудования должны поддерживать тесные контакты с потребителями для согласования технических условий, монтажа, поэтому они используют прямой сбыт. Также производителями дорогих товаров невыгодно реализовывать их через посредников, так как при этом высок удельный вес торговых расходов в средней цене товарной единицы.
При оценке каналов сбыта используют следующие наиболее значимые критерии:
· объем сбыта через канал за определенный период;
· прибыль на канале сбыта;
· затраты производителей;
· тенденции роста объема сбыта;
· негативные проблемы (рост затрат на рекламу, на коммунальные услуги, энергоносители и др.);
· изменение внешних факторов (налоговой и таможенной политики, транспортных тарифов, законодательства);
· количество и виды услуг, выполняемых для потребителей на канале сбыта;
· скорость выполнения заказа;
· стоимость хранения запасов;
· доступность рынка;
· периодичность совершения покупок потребителями и др.
Для производителей не существует единственного, наилучшего канала распределения. Как правило, они используют комбинацию нескольких каналов.
Чтобы решить вопрос о посреднике, предприятию целесообразно провести качественный и количественный анализ эффективности услуг посредника и функционирования собственных торгово-сбытовых структур.
Особое значение в вопросах поставщиков и посредников имеет оценка источников информации.
Коммерческая служба предприятия должна решить следующие вопросы:
1. определить пригодность источников информации для изучения рынка снабжения и посредников;
2. выбрать наиболее приемлемые источники;
3. организовать сбор и систематизацию информации;
4. преобразовать информацию, сформировать аналитические таблицы.
В качестве критериев оценки можно использовать возможность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.