Понятие философия, и ее предмет. Античная философия. Основные философские школы древней Греции. Философское учение Демокрита. Немецкая классическая философия, страница 8

5 Философия жизни

Это неоднородное явление. Его представителей объединяет интерес к феномену жизни, которая понимается не столько в биологическом, сколько в философском смысле.

Представители: Шопенгауэр, Ницше, Швейцер.

Родоначальником философии жизни считается Шопенгауэр. Свое учение он изложил в работе «Мир как воля и представление». Он понимал волю как первоначало мира. Воля – это вечная иррациональная сила. Она бессознательно и не имеет разумных целей. Воля – это причина активности и изменений в мире. На уровне животного мира воля проявляется как воля к жизни. У человека она получает наибольшее развитие. При этом воля к жизни заставляет человека страдать. Воля к жизни является причиной несчастий человека. Учение Шопенгауэра о воле к жизни во многом сходно с учением буддизма.

В целом, мировидение Шопенгауэра пессимистично. Мир наполнен злом бессмысленностью и несчастьем. Мир человека наихудший из возможных.

Фридрих Ницше.

Основу учения составляют учения о воле к власти, учение о сверхчеловеке и идея кризиса цивилизации, и ее критика. Центральное понятие «волю к жизни» Ницше трансформирует вволю к власти, которая понимается как универсальная сила присущая всему бытию. Вся жизнь стремится к власти. Т.е. к доминированию и самоутверждению.

Важнейшее место занимает учение о сверхчеловеке. Здесь Ницше заимствовал древние учения о превращении обычного земного человека в высшее духовное существо. Но в сознании Ницше совершенный богочеловек представился в виде сильного, но аморального существа. Белокурая бестия. Сверхчеловека характеризует развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, так же свобода от моральных предписаний, делающих человека, по мнению Ницше слабым. С другой стороны Ницше пишет, что сверхчеловек стремиться к духовному развитию, развитию своей индивидуальности, свободной воли. Его отличают величие духа и высота устремлений. Таким образом, учение Ницше учение о сверхчеловеке противоречиво.

Общество, по мнению Ницше, поражено разложению и упадкам. В этом Ницше обвиняет Христианскую религию. Вместе с тем самого Христа он называл самым благородным человеком. Ницше проводит различие между Иисусом и христианством. Вместе с ним умерло его учение, переродившись в церковь.

Альберт Швейцер

Исходный принцип своего учения Швейцер выразил в тезисе «я жизнь, которая хочет жить среди жизни». Отсюда Швейцер выводил основной этический принцип преклонения перед жизнью, требующий сохранения и совершенствования жизни. Преклонение перед жизнью по мысли Швейцера, должно стать основой для обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики. Критерием развития культуры Швейцер считал уровень гуманности, достигнутый обществом.


Современная философия (2-я половина 20-го века)

Вопросы:

1 Современная религиозная философия (неотомизм)

2 Постпозитивизм

3 Синергетика

1 Современная религиозная философия (неотомизм)

Представители: Маритен, Жильсон.

В 20-м веке наряду с позитивизмом, марксизмом и другими направлениями популярной оставалась религиозная философия. Одним из самых влиятельных направлений является неотомизм. Это современный вариант томизма. Неотомисты полагают, что философия должна служить целям теологии (богословие), раскрывать и обосновывать ее истины средствами разума. Предпринимаются попытки привести веру и разум в гармоничное равновесие. В неотомизме чистое трансцендентное бытие противопоставляется конечному земному бытию. Неотомисты развивают учение о материи и форме, восходящей еще к Аристотелю. Материя является пассивным началом и приобретает определенный вид благодаря нематериальной форме. Высшее начало мира - Бог. Он же является высшей формой. Формой форм. Которая создает первичную материю и множество других форм. Бессмертной формой человека является его душа. Последнее время усилилась антропоцентрическая направленность неотомизма. Т.е. возрос интерес к человеку и его бытию. Основу бытия человека Неотомисты видят в его устремлении к Богу. Общество рассматривается как объединение личностей и как сверхличность.

Согласно неотомизму существует три типа социальной организации. Это индивидуализм, коллективизм и солидаризм.  Индивидуализм и коллективизм отрицается. Первое как выражение буржуазного эгоизма. Коллективизм отвергается, так как в нем видится опасность унификации людей и подавление личности. Неотомисты выступают сторонниками солидаризма. Т.к. считают, что в этом типе общественной организации воплощается христианский принцип любви к ближнему. Таким образом, главные философские проблемы неотомизма (как и других философских учений) – это Бог, доказательства его бытия, человек, его сущность, познание Бога, добро и зло, их природа, преодоление зла.

2 Постпозитивизм

Утвердился во 2-й половине 20-го века. Представители: Кун, Лакатос, Поппер.

Основное внимание постпозитивисты уделяли исследованию научного знания. При этом постпозитивисты не просто анализируют научное знание в его законченном, готовом виде, а изучают развитие научного знания. Томас Кун считает смену научных парадигм. Т.е. научных достижений, которые дают ученым модель постановки проблем и их решений. Период господства одной парадигмы не может быть вечным. Рано или поздно под действием противоречий между новыми фактами и старыми теориями принятая модель начинает рушиться. Начинается революция в науке. Формируются новые парадигмы, способные теоретически осмыслить новые факты. Одна из новых парадигм побеждает и начинается новый этап в развитии науки.