Субстанция означает некое первоначало, т.е. то, что лежит в основе всех вещей. Согласно Спинозе субстанция – это то, что является причиной самой себя. Это Бог отожествляемый с природой. (пантеизм) Это не Божественная личность, а безличная духовная сущность выступающая причиной всего бытия. Субстанция имеет два важнейших атрибута – мышление и протяженность. Все остальное это только видоизменение субстанции. К ним Спиноза относит предметы и живые существа. Эти видоизменениями Спиноза называет модусами. Модусы зависят от божественной субстанции.
Лейбниц выдвинул учение о множественности субстанций. Субстанции Лейбниц называл монадами. Монада – нечто вроде атома, но понимаемого в духовном смысле. Монады неделимы, активны и нематериальны. Воспринимаются монады только разумом. В монадах в следствии их активности происходит постоянная смена внутренних состояний и это ведет к их развитию. Лейбниц выделяет два различных вида причин развития. 1 – действующие причины. Они порождают преобразования в соединениях монад. 2 – целевые причины – внутренние причины развития отдельных монад. Уровень развития монад неодинаков. Низшие монады – обладают только способностью к восприятию. 2 – монады-души. Они имеют чувства и способны к четким представлениям. 3 – монады-духи. Они обладают разумом.
Невидимые и не воспринимаемые монады образуют видимые и воспринимаемые предметы. В своем непрерывном развитии они образуют иерархическую цепь тел. 1 – минералы, 2 – растения, 3 – животные, 4 – человек, 5 – Бог. Лейбниц первым среди философов нового времени выдвинул идею всеобщего развития в природе.
Социальные учения нового времени.
Томас Гоббс. Он рассматривает общество в двух состояниях. Естественное – до государственный период, 2 – с появлением государства. В первом состоянии люди находились в состоянии войны всех против всех. Каждый делал что хотел и никто не был в безопасности. Согласно Гоббсу человеком руководят два основных стремление к наживе. И стремление к безопасности. Стремление к наживе толкает людей к войне все против всех. А стремление к безопасности и явилось стимулом создать государства. Теория общественного договора. Люди отдали часть своей неограниченной свободы в пользу государства в лице монарха. Т.е. главное назначение государства – обеспечение безопасности граждан.
Гоббс считал, что природа человека антисоциальна. А общества и государства – это вынужденные искусственные образования.
Д.Локк. Он так же сторонник теории общественного договора, и так же выделяет два состояния общества. Естественное и гражданское. Естественному состоянию соответствуют естественные права человека. Это право на жизнь, на свободу, собственность, защиту этих прав. Эти права являются неотъемлемыми. Эти естественные права Локк переносит в гражданское состояние человека. При этом Локк отмечает, что в обществе свобода человека не может быть безгранична. Она ограничена разумом и законами. Такое ограничение – благо для человека. Т.к. без закона нет свободы и нет прав человека. Локк один из первых предложил разграничить ветви власти. Законодательную и исполнительную.
Немецкая классическая философия.
1 общая характеристика немецкой классической философии
2 Философская система Канта.
3 Система объективного идеализма Гегеля.
4 Антропологический материализм Фейербаха
Под этим понимается совокупность учений, созданных во второй половине 18, начале 19 века. Духовным истоком немецкой классической школы были труды просветителей, где центральной идеей была вера в безграничные возможности человеческого разума. Идейными предшественниками немецкой классической философии были такие философы просветители как Лессинг, Гердер. Немецкими классиками был сформирован тип философии, выступающий как теоретическое осмысление культуры. Усилия представителей немецк. Классич. фил-ии были направлены на исследование мира абсолюта. Немецкими классиками производился поиск и обоснование всеобщих идеалов, модели разумного государственного устройства. Общества социальной экономической справедливости. Всестороннюю разработку получила тема исторического прогресса. Исторических закономерностей. Движущих сил и целей развития общества. В нем. Класс. Фил-фии разработано учение о диалектике как науке о развитии и всеобщем методе познания. Представители нем. Класс. Фил-ии особое внимание уделили исследованию сущности человека, его ценностей, познавательных способностей, норм поведения, отношения к другим людям. Классический характер нем фил-фии данного периода обусловлен тем, что она обрела признаки классической науки. Т.е. строгость, доказательность, разветвленная система научных категорий и законов. Немецкая Кл. фил-я это вершина рационализма нового времени. Период нем. Кл. фил-ии начинается с тврочества Канта, затем Фихте, Шеллинг продолжают идеалистическую линию развития нем. Кл. фил. Материализм нем. Кл. фил. представил Фейербах. Некоторые еще и Маркса вносят в этот список.
2 Философская система Канта.
Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический. В первый период Кант в основном занимался естествознанием. Теория происхождения солнечной системы. Согласно Канту наша планета образовалась из некой туманности, которая состояла из мельчайших частиц вещества. Эту туманность сотворил Бог, но в планетную систему она трансформировалась естественным путем. Позднее такую же теорию создал французский ученый Лаплас. Теория Канта-Лапласа. Другая проблема интересовавшая Канта – можно ли доказательно рассуждать о сверхопытных предметах. Кант пришел к выводу, что такие явления нельзя ни доказать ни опровергнуть.
Критический период творчества Канта посвящен вопросам гносеологии, этики и социальной философии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.