Понятие философия, и ее предмет. Античная философия. Основные философские школы древней Греции. Философское учение Демокрита. Немецкая классическая философия, страница 2

4.  Философское учение Сократа.

5.  Философская система Платона.

6.  Философская система Аристотеля.

1. Общая характеристика античной философии.

Начало развития европейской философии было положено в древней Греции в 6-5вв до н.э. Философ Карл Ясперс назвал этот период осевым временем. В это время человек стал осознавать бытие как целое, безграничность мира, свои возможности. Осевое время было временем завершения периода мифологического мышления и появления философии. Среди особенностей древнегреческой философии можно выделить:

- идея первичного, хаотичного состояния вселенной и эволюции в сторону упорядоченности, а так же идея периодической гибели и нового рождения вселенной (идея пульсара). В своем развитии античная философия прошла ряд периодов.

1. Период зарождения (возникновения) античной философии.

2. Период расцвета (классический период).

3. Завершающий период.

Для первого периода было характерно внимание философов к проблемам мироздания, проблемам природы. Основной вопрос ранней греческой философии это вопрос о первоначале мира. Первые греческие философы пытались найти ответ на вопрос из чего все произошло. Первые греческие философы были в основном натур философами. В этот период появляются как материалистические, так и идеалистические философские учения.

Для второго периода характерно создание философских систем. Деятельность Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Аристотеля называют систематизатором античной философии. Разработал самую большую систему.

Для завершающего периода характерно дальнейшее развитие уже сложившихся философских учений.

2. Основные философские школы древней Греции.

Милетская школа.

Фалес.

Считается, что именно Фалес установил не своим светом. Разработал календарь, определил продолжительность года в 365 дней и разделил год на 12 30-дневных месяца. Внес определенный вклад в развитие геометрии. Первоосновой всего Фалес считал воду. Т.е. Фалес считал, что произошло из воды. Вода и все что произошло одушевлены. Считал, что мир полон божеств.

Анаксимандр.

Полагал, что если в мире существуют различные стихии (вода, земля, воздух, огонь) и они превращаются друг в друга, то у них есть нечто общее, которое само по себе не является ни водой, ни огнем, ни землей, ни воздухом. Таким общим началом Анаксимандр считал апейрон – нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно. Апейрон вечен, неуничтожим и находится в движении. Согласно Анаксимандру жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море, а потом они вышли на сушу. Ввел в практику солнечные часы, занимался астрономией и математикой.

Анаксимен.

Первоначалом всего он считал воздух. По мнению Анаксимендра все возникает из воздуха через его разряжения и сгущения. Разряжаясь воздух становиться огнем. Сгущаясь воздух образует ветер, облака, воду и землю. Солнце – это земля которая раскалилась от быстрого движения. По мнению Анаксимена, Солнце, Земля и другие небесные тела парят в воздухе. Движение небесных тел происходит под воздействием космического ветра. При этом он указал, что звезды находятся дальше Луны и Солнца. Он признавал существование богов и их возникновение объяснял из воздуха.

Пифагорейская философская школа.

Пифагор.

Считал основой всего число. Согласно Пифагору числа это фундамент, который образует порядок во вселенной и обществе. Все возникает согласно числу. Поэтому изучать природу надо через познание чисел. Основой всех чисел Пифагор признавал единицу, которую он считал четно-нечетным числом. Такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в теоретическую науку. Пифагором и его последователи были заложены основы целого ряда наук: астрономии, математики, медицины. Пифагор был сторонником учения о переселении душ. Он считал, что душа человека претерпевает несколько перевоплощений. Целью является освобождение души от необходимости перерождаться. Катарсис – очищение для тела и для души. Очищение для тела происходит по средствам вегетарианства, а очищение души происходит через постижение гармонии и космоса. Ему принадлежит учение о гармонии сфер. По его мнению, каждая планета производит монотонный звук той или иной высоты. И совместно все эти звуки образуют гармоничную мелодию.

Философское учение Гераклита.

Гераклит выдвинул идею о всеобщем движении. Гераклит считал, что все в мире движется и ничто не находится в покое. Движение – это наиболее общая характеристика процесса мировой жизни. В основе движения, в основе всех изменений лежит борьба противоположностей. В процессе борьбы противоположности переходят одна другую. Холодное в теплое, темное в светлое и т.д. Постоянное движение, изменение, борьба противоположностей обусловливают относительность всех вещей. Первоначалом всего Гераклит считал огонь. Все предметы, все явления природы возникают из огня и, исчезая, снова превращаются в огонь. Логос – всеобщий закон и космический разум. Все в космосе совершается согласно логосу.

Элейская школа.

Одним из основных представителей элейской школы был Парменид. Представители элейской школы впервые перешли от рассмотрения конкретных природных стихий (земли воды огня и воздуха) к рассмотрению бытия как такового. Центральное понятие философии Парменида это бытие. Бытие существует, а небытия нет. Бытие вечно! Возникновение бытия невозможно оно не могло возникнуть из другого бытия т.к. до него не было другого. Бытие однородно непрерывно и неподвижно. Пустого пространства не существует. Все что есть в мире является бытиём. Бытие познаваемо, а небытие непознаваемо. Предметом мысли может быть только бытие.

Лекция 3