Кант поставил вопрос об особенностях и возможностях человека как субъекта познания. Кант ставит вопрос возможно ли полное объективное знание об окружающем мире. Согласно Канту существуют так называемые сущности и явления. еще он их называет вещи-в-себе и вещи в нас. Первые относятся к трансцендентному миру, или к трансцендентной сфере. А вещи для нас относятся к трансцендентальной сфере. Трансцендентаная сфера – выходит за пределы возможностей нашего познания. А трансцендентальная – в области которую можем постигнуть. Мир явлений, это то, что доступно нашему рассудку.
Учение Канта о априорных знаниях, т.е. знаниях доопытных. К таким знаниям Кант относил пространство и время.
Моральный закон который состоит из двух правил:
1 Поступай так, чтобы правила твоего поведения могли лечь в основу всеобщего законодательства;
2 Не используй людей как средства для достижения своих целей.
Социально философские воззрения Канта. Права и свободы человека могут быть обеспечены благодаря воли всего человечества. При этом каждый должен подчиняться правовым законам. Социальная свобода состоит в следованиям законам, которым должны подчинятся все члены общества. Лучшая форма организации политической власти общества – это парламентская республика.
3 Система объективного идеализма Гегеля.
1. Одно из основных достижений Гегеля – разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии, единстве и борьбе противоположностей. Противостояние противоположностей – причина развития по Гегелю. Противоположности заключены как в абсолютной идее так и в ее порождениях – природных вещах. Гегель вывел три закона диалектики:
1) Закон единства и борьбы противоположностей;
2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
3) Закон отрицания отрицания.
Важнейшее место в философской системе Гегеля занимает учение об абсолютной идее (учение об абсолютном духе). Абсолютная идея обладает к способности саморазвития и самопознания. В своем развитии абс. идея проходит ряд стадий. Сначала абс. идея существует сама по себе, до того как ей были порождены природа и человек. На следующей стадии абс. идея самореализуется в многообразии природы. Природу Гегель понимает как систему ступеней где каждая выходит из предыдущей. При этом эволюционную теорию Гегель отвергает. Т.к. по его теории развивается не природа, а ее источник или основа, т.е. абсолютная идея. На следующей стадии абс. идея самораскрывается в истории человечества. Гегелевское понятие идеи близко к понятию Бога, но в отличии от Бога абс. идея саморазвивается. Вне человека до его появления она существует как внутренняя закономерная необходимость.
В учении об объективном духе рассматриваются вопросы истории человечества, а так же права и морали. Объективный дух – это историческая жизнь человечества в ее объективной закономерности. В ней проявляется хитрость абсолютного разума, который позволяет людям действовать в соответствии со своими личными частными интересами, но, в то же время, реализует свою изначальную цель. Исторический процесс Гегель определяет как прогресс духа в реализации свободы. Стадии:
1 Восточное общество. Здесь прогресс духа в реализации свободы минимален. Свободен один человек (восточный деспот).
2 Античное общество. Свободна часть населения.
3 Общество современное Гегелю. Прогресс духа достигает максимальной стадии (свободны все). В учении Гегеля так же есть понятие субъективных дух. В учении о субъективном духе рассматривается человек и его сознание.
4 Антропологический материализм Фейербаха.
Развивая учение о материи Фейербах отмечает, что материя существует вечно и ни от кого не зависит. При этом сам термин материя Фейербах не использует, а заменяет его термином природа. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По мнению Фейербаха, философия должна в центр своего исследования ставить человека. По мнению Фейербаха, человек представляет из себя существо, которое гармонично сочетает в себе духовные и природные качества. Фейербах отмечал, что человек – существо материальное и духовное.
Гносиология Фейербаха. В этой теории Ф. рассматривает проблему познания с позиции сенсуализма и империзма. Познающий субъект получает информацию из окружающего мира благодаря ощущениям. Ощущения дают импульс к работе мышелния.
Атеизм и критика религии. Ф. писал, что философия и религия – это взаимно исключающие друг друга мировоззрения. Ф. указывал на то, что Бог – это выдумка человека. Не Бог создал человека, а человек придумал Бога. По мнению Ф. религия препятствует человеку к переустройству жизни в лучшую сторону.
Философия 19-20 веков.
Вопросы:
1 Общая характеристика философии 19-20 веков.
2 Позитивизм.
3 Марксизм.
4 Экзистенциализм.
5 Философия жизни.
1 Общая характеристика философии 19-20 веков.
Примерно с середины 19 века философия начинает претерпевать значительные изменения. Их причинами явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий, а так же особенности философского мышления нового времени. В классической европейской философии 17-го начала 19-го века господствовала рациональная парадигма (некий эталон решения каких-то вопросов). Её главный принцип – принцип разумности бытия. Предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются разумными законами. Преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком с помощью разума или чувственного опыта. Философы не сомневались, что, используя полученные знания можно заставить природу служить человеку, а общество и человека разумно усовершенствовать. Но действительность как научная, так и социально-историческая оказалась намного сложнее и неоднозначнее. В силу этого классический рационализм начал рушиться. Начались активные поиски новых идей, подходов и концепции миропонимания. Именно в этот период зарождаются новые философские направления:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.