Божия к Богу Отцу. Оно было действительно у Бога, в недрах Бога, не отлучаясь от Него. Но Оно было и к Богу, потому что обладает самостоятельной Ипостасью, т.е. Личностью. Бог Отец и
Бог Сын - это две духовные личности. И вот Слово было у Бога, т.е. всецело в Нем и у Него, и в то же время было к Богу, т.е.
как свободно обращенное к Богу, Своему Отцу, из недр Его вышедшее Слово.
Дальше мы узнаем о совершенной Его Божественности: Оно было у Бога, к Богу, и дальше ап.Иоанн говорит: "И Слово было
Бог". Итак нам сразу говорится о Боге Слове, что Он "у Бога", что Он "в начале", что Он "к Богу" как самостоятельная Личность, что Он - совершенный Бог. Об этом нам сразу говорит
Иоанн Богослов, чтобы ни у кого не было сомнений в отношении
Пришедшего на Землю.
А дальше мы узнаем о том, что единое действие у Бога и у
Его Слова: "Все чрез Него начало быть", т.е. все, что начало быть на Земле, начало быть через Бога Слово. Евангелист, как бы предчувствуя лукавые человеческие вопросы, говорит: "И без
Него ничто не начало быть, что начало быть. Этим он как бы пресекает все лукавые человеческие попытки как-то ограничить действенность и равнодейственность Бога Сына и Бога Отца. Мы узнаем, что жизнь имеет Бог Слово, Он - живой Бог, и в Нем была жизнь, и жизнь была именно в Нем. Не получаемая извне, на зависит Он в Своем бытии ни от кого и ни от чего, но в Нем была жизнь. Эта жизнь Его есть Свет человеков.
Свет - это символ способности различать вокруг себя. Когда светло, мы видим вокруг себя множество предметов, различаем цели, понимаем, что и как нам делать. Самый факт жизни Сына
Божия - Свет человеков. Существование Сына Божия - залог, основа и причина того, что человек может различать добро и зло, красоту и уродство, истину и ложь. Его существование, Его жизнь - основа этого Света, который есть Свет человеков.
Дальше говорится об отношении Бога Слова к миру. Сказано:
"И свет во тьме светит, и тьма не объяла его". Из этой фразы мы познаем четыре момента. Мы видим, во-первых, что это свет, это качественно иное, нежели весь сотворенный мир. И что все самое светлое в мире сотворенном - это по отношению к нему всего лишь тьма, не больше и не меньше. И вот свет в этой тьме светит.
Также мы познаем, что свет этот находится вне тьмы, хотя он и светит во тьме, он не сливается, не пропитывает ее, не растворяется в ней, но остается сам по себе, свободным Божественным светом.
Третье: свет этот светит для творенья, для мира, чтобы просветить его, поэтому он светит настойчиво и постоянно.
И четвертое: тьма не может объять свет. Здесь можно понять в разных смыслах. И в том, что нельзя тьме до конца познать свет, до конца вместить, исчерпать его; не может она поглотить его, не может победить его, одолеть. Вот так говорится о свете, который во тьме светит, и тьма не объяла его. При просвещающем всемогуществе этого Света что можно далее сказать, кроме того, как склониться перед ним и благоговейно воздать ему хвалу. И просвещаться им, и радоваться его лучам.
И вдруг дальше Иоанн Богослов пишет о каком-то человеке:
"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете". Уже в этих строках мы видим некую непоследовательность тому, о чем говорилось раньше. Когда свет светит во тьме, то при чем здесь человек? И как человек может свидетельствовать о свете, который и так светит во тьме? Неужели мало факта существования этого Света, чтобы все уверовали в Него, и приняли Его, и поклонились Ему?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.