А мы видим, что это было в традиции у апостолов - не называть свое имя. Св.Иоанн Богослов говорил о себе "ученик, егоже любляша Иисус" ("ученик, которого любил Иисус"; ученик, который возлежал на персях у Него. Он не упоминает своего имени. Так же и тут Церковь устойчиво связывает имя второго ученика с именем самого апостола евангелиста Луки. И мы не можем в этом сомневаться, это было бы нечестиво - подвергать сомнению уже принятое Церковью. Для нас есть мнение Церкви, и мы должны на нем остановиться, что он был, конечно, самовидцем Слова и если не с самого начала был призван, то следовал за Ним и, конечно же, в своем Евангелии он описывал то, что видел и слышал. А
вот о том, что было до этого, например, о зачатии Иоанна Крестителя и о Благовестии Деве Марии он пишет: "Как передали нам бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова".
Деяния апостолов тоже ему принадлежат. В Деяниях
( 216 0:8-10) Лука о Павле говорит: "Миновав же Мисию, сошли они в
Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам". И
вот после этого видения тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там". С этого момента апостол Лука пишет "мы".
После того как ап.Павел с его спутниками был призван из
Троады идти в Македонию, с этого момента Лука был уже с Павлом почти неотлучно. Это до самых последних моментов описано в Деяниях апостолов, и когда Павел был взят под стражу в Иерусалиме, тогда он был отправлен в Рим и совершилось это его тяжелое и опасное путешествие - плавание в Рим, которое едва не закончилось гибелью всех его спутников. Там все время Лука был с ним.
И в Посланиях к Тимофею из своего заключения, которое кончилось его смертью за Господа, Павел пишет, что все его оставили. "Один Лука со мною" (2 Тим. 24 0:10).
В Евангелии от Луки есть многое, чего нет в других - и исторических фактов из жизни Господа, и глубоких развернутых притч, говорящих об отдельных аспектах учения Господа, в частности о загробной жизни. Это Евангелие отличается размеренностью, спокойствием и свидетельствует о том, что какой-то новый период начался в жизни Христовой Церкви. Она как бы уже создалась, осмотрелась, первое слово прозвучало, и начался период углубленного принятия учения.
Ап.Павел, передавая обычную последовательность в проповеди учения, от необходимого, основного шел к более широкому и глубокому. Он пишет к Коринфянам, вспоминая первый свой приход: "И слово мое и проповедь моя не в убедительных в словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор. 22 0:4-5).
Вера первоначально в мире могла утвердиться не на основании чтения подробного глубокого учения, а именно на живом слове, на проповедях этих духоносных мужей, которые говорили и совершали чудеса и воскрешали мертвых, которые всей своей жизнью, всей отдачей Господу свидетельствовали об истине того, что они проповедовали. На этом основывалась вера. А дальше ап.Павел говорит:"Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей".
Мы видим постепенное углубление знания тех тайн, которые пришел возвестить Господь. Первые два Евангелия как бы в одном плане, третье, от Луки, несколько позже, и вот появляется четвертое - от Иоанна. Считается, что оно было написано в конце 1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.