Деяние апостола евангелиста Марка, страница 3

А мы видим, что это было в традиции у апостолов - не  называть свое имя. Св.Иоанн Богослов говорил о себе "ученик, егоже любляша  Иисус"  ("ученик, которого любил Иисус"; ученик, который возлежал на персях у Него. Он не упоминает своего  имени.  Так же  и  тут  Церковь  устойчиво связывает имя второго ученика с именем самого апостола евангелиста Луки. И мы не можем в  этом сомневаться,  это  было бы нечестиво - подвергать сомнению уже принятое Церковью. Для нас есть мнение Церкви, и мы должны  на нем остановиться, что он был, конечно, самовидцем Слова и если не  с самого начала был призван, то следовал за Ним и, конечно же, в своем Евангелии он описывал то, что видел  и  слышал.  А

вот о том, что было до этого, например, о зачатии Иоанна Крестителя  и о Благовестии Деве Марии он пишет: "Как передали нам бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова".

Деяния апостолов  тоже   ему   принадлежат.   В   Деяниях

( 216 0:8-10) Лука о Павле говорит: "Миновав же Мисию, сошли они в

Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря:  приди в Македонию и помоги нам". И

вот после этого видения тотчас мы положили отправиться в Македонию,  заключая,  что  призывал  нас  Господь благовествовать там".  С этого момента апостол Лука пишет "мы".

После того  как  ап.Павел с его спутниками был призван из

Троады идти в Македонию, с этого момента Лука был уже с Павлом почти неотлучно. Это до самых последних моментов описано в Деяниях апостолов, и когда Павел был взят под стражу в Иерусалиме, тогда он был отправлен в Рим и совершилось это его тяжелое и опасное путешествие - плавание в Рим, которое едва не закончилось  гибелью  всех его спутников.  Там все время Лука был с ним.

И в Посланиях к Тимофею  из  своего  заключения,  которое кончилось его смертью за Господа,  Павел пишет,  что  все  его оставили. "Один Лука со мною" (2 Тим.  24 0:10).

В Евангелии от Луки есть многое,  чего нет в других  -  и исторических  фактов из жизни Господа,  и глубоких развернутых притч, говорящих об отдельных аспектах учения Господа, в частности  о  загробной жизни.  Это Евангелие отличается размеренностью, спокойствием и свидетельствует о том, что какой-то новый  период  начался в жизни Христовой Церкви.  Она как бы уже создалась, осмотрелась, первое слово прозвучало, и начался период углубленного принятия учения.

Ап.Павел, передавая обычную последовательность в проповеди учения,  от необходимого,  основного шел к более широкому и глубокому. Он  пишет к Коринфянам,  вспоминая первый свой приход: "И  слово  мое и проповедь моя не в убедительных в словах человеческой мудрости,  но в явлении духа и силы,  чтобы  вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой,  но на силе Божией" (1 Кор.  22 0:4-5).

Вера первоначально в мире могла утвердиться не на основании чтения подробного глубокого учения, а именно на живом слове, на  проповедях  этих духоносных мужей,  которые говорили и совершали чудеса и  воскрешали  мертвых,  которые  всей  своей жизнью, всей отдачей Господу свидетельствовали об истине того, что они проповедовали.  На этом основывалась  вера.  А  дальше ап.Павел говорит:"Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века  сего  преходящих,  но проповедуем премудрость Божию,  тайную,  сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей".

Мы видим постепенное углубление знания тех тайн,  которые пришел возвестить Господь. Первые два Евангелия как бы в одном плане, третье, от Луки, несколько позже, и вот появляется четвертое - от Иоанна. Считается, что оно было написано в конце 1