Апостол Лука начинает свое повествование так: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, - то рассудилось и мне по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтимый Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен".
Кто этот Феофил, нам неизвестно: одни считают, что это был какой-то князь антиохийский, который обратился в христианство, другие считают его епископом Антиохийским, третьи - что это просто обращение к воображаемому читателю.
Каково побуждение к написанию? Видим, что уже как бы установилась жизнь христианская, что есть люди, которые были наставлены в учении Христовом, уже жили по этому учению. И вот началось такое явление: многие начали составлять жизнеописание евангельских событий. Историк Евсевий говорит, что это побуждение было не для того, чтобы дать еще одно, дополнить уже составившиеся книги о жизни Господа Иисуса Христа. Евсевий пишет так: "А что касается Луки, то начиная свою историю, он сам указывает на повод к ее написанию, так как многие, говорит, опрометчиво брались повествовать о тех событиях, которые вполне известны, то, считая нужным предохранить нас от сомнительных мнений, он передал в собственном Евангелии несомненные сказания о всем, чего справедливо и достаточно узнал частью через сожительство и общение с Павлом и частью через собеседования с прочими апостолами".
В то время начали появляться подложные, так называемые скрытые, апокрифические Евангелия, которые не исходили от Церкви, а имели целью привнести нечто чуждое в учение о Христе.
Появлялись сказания, не подтвержденные апостольским авторитетом, о начальных годах жизни Господа, о Его детстве, о тех будто бы чудесах, которые Он в детстве совершил, о тех знамениях, которые Он дал еще до выхода на Свое служение.
Появилось множество книг, которые смущали умы в Церкви
Антиохийской, к которой было обращено Евангелие Луки, и он своим апостольским авторитетом счел нужным написать то точно выверенное и точно засвидетельствованное, что действительно нам известно о жизни Господа Иисуса Христа.
Мы знаем о Луке, что он родился в Антиохии, был врачом по своей гражданской, как говорится, специальности (на это указывает стих Послания ап.Павла к Колоссянам / 24 0:14/). Считается, что он был человеком образованным; знатоки языка, литературы того времени относят его Евангелие к лучшим произведениям, дошедшим до нас от того времени, по литературным достоинствам.
Предполагается, что Лука был прозелитом из язычников, но это лишь предположение. Был ли он самовидцем Господа Иисуса
Христа? Некоторые, ссылаясь на его вступление, считают, что все, что он написал, было на основании только его бесед с непосредственными самовидцами Господа Иисуса Христа. Но мы с этим согласиться не можем - хотя бы даже потому, что Церковь прочно считает его в числе тех 70 апостолов, которых Господь еще при Своей жизни призвал и по двое послал проповедовать пред Его лице покаяние. И он, несомненно, был самовидцем и не мог им не быть. Когда празднуется Собор 70 апостолов, перечисляются и Марк, и Лука. К тому же Предание говорит нам о том, что он был первым иконописцем, первым написал образ Пречистой Матери Иисуса с Богомладенцем. Предание говорит, что написал он его на доске того стола, которым пользовалось Святое семейство, на котором вкушали трапезу.
К тому же в конце его Евангелия рассказан эпизод о том, как двое учеников шли по дороге в селение Еммаус и беседовали о Господе, и Он Сам невидимо пошел с ними и стал говорить им, и их сердца горели от Его слов. Евангелист Лука называет имя одного из этих двух учеников - Клеопа, а другого не называет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.