века. Ап.Иоанн Богослов был самым молодым из всех апостолов и прожил очень долгую жизнь. Он тоже исповедовал свою веру и претерпел за нее и ссылку, и истязания, но Господь судил ему дожить до глубокой старости и почить своей смертью.
Вот как нам говорит история о причинах появления четвертого Евангелия. Он долго не писал. Всю жизнь прожил, уже было написано его откровение о будущих судьбах Церкви Божией и человечества, Апокалипсис; то, что было ему показано во время ссылки на остров Патмос. Его жизнь уже близилась к концу. Предание говорит так о побуждении его к написанию Евангелия. Когда появились Евангелия от Марка, Луки и Матфея, тогда и Иоанн, проповедовавший во все время устно, приступил наконец к написанию своей проповеди по следующей причине. Когда три прежде написанных Евангелия распространены были между всеми и дошли до Иоанна, то он, говорят, предпринял дать свое об их истинности свидетельство. Он засвидетельствовал об истинности всех этих Евангелий, потому что тогда новые начались искушения в
Церкви, появилась евионитская ересь, то есть появились учители, которые стали учить о Господе, что был Он просто человек.
Собственно, все ереси повторяются во все времена в тех или иных формах. Но сущность их всегда одна и та же. Есть Божество
Господне и есть Его Человечество. Он есть истинный Бог и истинный человек во всей полноте человеческой немощи, кроме греха, и во всем совершенстве Божественной силы. Это трудно принять, и периодически появляются разные уклоны. Одни говорят, что Он был Бог, а человек только призрачно, а другие говорят, что только человек Он был, отмеченный благодатью Божией. Евиониты говорили о Его человечестве, о том, что Он был действительно выдающимся, замечательным, - но только человеком.
И вот начался разброд. И ап.Иоанн, просмотрев три Евангелия, увидел, что много говорится о человеческой стороне служения Господа Иисуса Христа, и предпринял письменно возвестить людям то, что еще не было написано. евангелисты не то что дополняют - они постепенно открывают то, чему приходит время быть открытым. Иоанн Богослов в конце своего Евангелия пишет ( 221 0:25):"Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг".
И вот он решил, что пришло время написать о том, что хранилось в нем самом почти всю его вековую жизнь. Предыдущие три
Евангелия называются синоптическими, т.е. они написаны с одной точки зрения и более похожи одно на другое. Там сохраняется определенная последовательность событий, там много общего. А
Иоанн написал духовное Евангелие. Он передал в нем несколько
Господних бесед - с Никодимом, с самарянкой, с иудеями о разных высоких предметах, со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. В этих беседах есть такая особенность - в них нет ни одной притчи, в отличие от других Евангелий. Он все прямо говорит тем, кто уже способен слышать и понимать. Он прямо возвещает о Богосыновстве Иисуса Христа, о Боге Отце и
Боге Святом Духе. Все у него говорится прямо, и прямо открывается вся истина, которую может человек вместить.
Еще одна особенность, побудившая Иоанна написать свое
Евангелие, о которой пишет историк Евсевий. У всех трех евангелистов - Матфея, Марка и Луки - не освещен период проповеди
Господа до заключения под стражу Иоанна Крестителя. Когда
Иоанн Богослов прочитал эти Евангелия, то заметил, что недостает в них повествования о делах, совершенных Христом сперва, в начале проповеди. Это и в самом деле справедливо. Легко сообразить, что три евангелиста, описав дела Спасителя, совершенные в течение года с того времени, как Иоанн Креститель заключен был в темницу, приняли только это за начало своей повести.
И действительно, Матфей начинает свою повесть временем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.