Л Е К Ц И Я 1
В этом году вы будете знакомиться со второй частью Нового
Завета - с Апостолом (по-гречески "Апостоликон").
Русский богослов Николай Никанорович Глубоковский
(1863-1937) очень точно определил суть Апостола как
"благовестие христианской свободы". У него есть целая серия экзегетических книг, каждая из которых содержит это наименование. Например, "Благовестие христианской свободы в послании Ап. Павла к Галатам" (СПБ, 1902, переиздана в Софии в
1935 г.), "Благовестие христианской свободы в Апокалипсисе"
(Джорданвилль, 1966).
Самый главный труд Н.Н.Глубоковского, написанный на мировом уровне, но, к сожалению, пока не переизданный у нас, "Благовестие Ап. Павла по его происхождению и существу" (в 3-х книгах; 1 т. СПБ, 1905 г. - 900 стр.; 2 т. 1910 г. - 1300
стр.; 3 т. 1912 г. - 100 стр.) Эта трилогия составлена на основе докторской диссертации того же наименования, которую он защитил в 1895 г.
"Благовестие Павла" Глубоковский понимал в самом широком смысле слова - как "благовествование", т.е. как Евангелие
Павла. В 1896 г. Глубоковский произнес в Петербургской
Духовной Академии актовую речь, которая так и называлась:
"Обращение Савла и Евангелие Ап. Павла".
Сам Павел нередко называл апостольскую проповедь своим
Евангелием, благовествованием (1 Кор. 15:1; 2 Кор. 4:3; Гал.
1:11), которое предшествовало появлению письменных текстов синоптических Евангелий и тем более Евангелия от Иоанна.
Послания ап. Павла к Галатам, (48-54 гг.), Солунянам (50-52
гг.), Римлянам (57-58 гг.), Коринфянам (56-57 гг.) были написаны по крайней мере десятью годами ранее синоптических
Евангелий (60-70 гг.) и почти на полвека раньше Евангелия от
Иоанна (рубеж 1 и 2 вв.).
Апостольское зачало на литургии читается перед
Евангелием. Этот факт истолковывается как одно из свидетельств о том, что апостольские послания уже использовались в
Богослужении ранней Церкви, когда Евангелия еще не читались.
Во всяком случае первые свидетельства о богослужебном употреблении Евангелий относятся лишь к середине 2 века (св.
Иустин Мученик, "Разговор с Трифоном"). А стихи из Гал. (3:27)
и параллельно из Рим. (6:3; 13:14) "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекохтеся" встречаются во всех древнейших текстах крещальных литургий и до сих пор поются в те праздники, когда катехумены принимали крещение: Рождество,
Богоявление, Лазарева Суббота, Великая Суббота, Пасха, пасхальная седмица, Троица (всего 12 раз в году).
Книги, входящие в Апостол, обычно делят на учительные
(эпистолии), историческую (Деяния) и пророческую
(Апокалипсис). Эта классификация (вместе с законоположительными книгами - Четвероевангелием) вошла в
Пространный катехизис святителя митрополита Филарета
(Дроздова) и используется до сих пор. Но деление это не оригинальное, оно введено западными канонистами Дионисием
Малым (6 век) и Исидором Севильским (6 век), которые подразделяли книги Нового Завета на разделы:
законоположительный (constitutivus), учительный (doctrinalis), исторический (historicus), пророческий (divinus). Последняя пророческая книга - Апокалипсис - считалась за семью печатями.
[В Римской империи Pax Romana семью печатями скреплялись совершенно секретные документы, предназначенные только для глаз императора. Простой смертный не мог читать их и даже слышать их чтение.]
Со времен папы Сикста V (16 век) и Тридентского собора
1546 г. последовало дальнейшее деление на книги протоканонические (protocanonica) и второканонические
(deuterocanonica) - Апок., соборные послания, Иак., 2 Пет., 2
и 3 Ин., Иуд., Евр.
Традиция выносить во вторичную группу некоторые соборные послания заложена еще в Вульгате, где после Четвероевангелия и
Деяний (Actus Apostolorum) идут послания ап. Павла, а затем, на втором месте - соборные послания и в конце - Апокалипсис.
Такая же последовательность встречается в современных западных изданиях.
Разделение Нового Завета на законоположительные, учительные, исторические и пророческую книги, конечно, условно. В учительных книгах мы находим, например, массу исторических фактов из жизни протохристиан и деятельности апостолов. Биографические данные об ап. Павле содержатся в
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.