Обращение Савла и Евангелие Ап. Павла

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Л Е К Ц И Я  1

В этом году вы будете знакомиться со второй частью Нового

Завета - с Апостолом (по-гречески "Апостоликон").

Русский богослов   Николай    Никанорович    Глубоковский

(1863-1937) очень    точно   определил   суть   Апостола   как

"благовестие христианской свободы".  У него есть  целая  серия экзегетических книг,    каждая   из   которых   содержит   это наименование. Например,  "Благовестие христианской  свободы  в послании Ап. Павла к Галатам" (СПБ, 1902, переиздана в Софии в

1935 г.),  "Благовестие христианской свободы  в  Апокалипсисе"

(Джорданвилль, 1966).

Самый главный  труд  Н.Н.Глубоковского,   написанный   на мировом уровне, но, к сожалению, пока не переизданный у нас, "Благовестие Ап. Павла по его происхождению и существу" (в 3-х книгах; 1 т.  СПБ,  1905 г.  - 900 стр.;  2 т.  1910 г. - 1300

стр.; 3 т.  1912 г.  - 100 стр.) Эта  трилогия  составлена  на основе докторской диссертации того же наименования, которую он защитил в 1895 г.

"Благовестие Павла"  Глубоковский понимал в самом широком смысле слова -  как  "благовествование",  т.е.  как  Евангелие

Павла. В   1896   г.  Глубоковский  произнес  в  Петербургской

Духовной Академии актовую  речь,  которая  так  и  называлась:

"Обращение Савла и Евангелие Ап. Павла".

Сам Павел нередко называл  апостольскую  проповедь  своим

Евангелием, благовествованием (1 Кор.  15:1;  2 Кор. 4:3; Гал.

1:11), которое  предшествовало  появлению  письменных  текстов синоптических Евангелий  и  тем  более  Евангелия  от  Иоанна.

Послания ап.  Павла к Галатам,  (48-54 гг.),  Солунянам (50-52

гг.), Римлянам   (57-58  гг.),  Коринфянам  (56-57  гг.)  были написаны по крайней мере десятью  годами  ранее  синоптических

Евангелий (60-70  гг.)  и почти на полвека раньше Евангелия от

Иоанна (рубеж 1 и 2 вв.).

Апостольское зачало    на    литургии    читается   перед

Евангелием. Этот факт истолковывается как одно из свидетельств о том,   что   апостольские   послания  уже  использовались  в

Богослужении ранней Церкви,  когда Евангелия еще не  читались.

Во   всяком   случае   первые  свидетельства  о  богослужебном употреблении Евангелий относятся лишь к середине 2  века  (св.

Иустин Мученик, "Разговор с Трифоном"). А стихи из Гал. (3:27)

и  параллельно  из  Рим.  (6:3;  13:14)   "Елицы   во   Христа крестистеся,   во  Христа  облекохтеся"  встречаются  во  всех древнейших текстах крещальных литургий и до сих пор  поются  в те праздники,  когда катехумены принимали крещение: Рождество,

Богоявление,  Лазарева  Суббота,   Великая   Суббота,   Пасха, пасхальная седмица, Троица (всего 12 раз в году).

Книги, входящие  в  Апостол,  обычно  делят на учительные

(эпистолии), историческую     (Деяния)      и      пророческую

(Апокалипсис). Эта        классификация        (вместе       с законоположительными книгами  -  Четвероевангелием)  вошла   в

Пространный катехизис     святителя    митрополита    Филарета

(Дроздова) и используется  до  сих  пор.  Но  деление  это  не оригинальное, оно   введено  западными  канонистами  Дионисием

Малым (6  век)  и  Исидором  Севильским   (6   век),   которые подразделяли книги      Нового      Завета     на     разделы:

законоположительный (constitutivus), учительный (doctrinalis), исторический (historicus),  пророческий  (divinus).  Последняя пророческая книга - Апокалипсис - считалась за семью печатями.

[В Римской  империи  Pax  Romana  семью  печатями  скреплялись совершенно секретные  документы,  предназначенные  только  для глаз императора.  Простой смертный не мог  читать  их  и  даже слышать их чтение.]

Со времен  папы  Сикста  V (16 век) и Тридентского собора

1546 г.    последовало    дальнейшее    деление    на    книги протоканонические (protocanonica)      и     второканонические

(deuterocanonica) - Апок.,  соборные послания, Иак., 2 Пет., 2

и 3 Ин., Иуд., Евр.

Традиция выносить во вторичную группу некоторые  соборные послания заложена еще в Вульгате, где после Четвероевангелия и

Деяний (Actus Apostolorum) идут послания ап.  Павла,  а затем, на втором  месте  - соборные послания и в конце - Апокалипсис.

Такая же последовательность встречается в современных западных изданиях.

Разделение Нового    Завета    на    законоположительные, учительные, исторические   и   пророческую   книги,   конечно, условно. В  учительных  книгах  мы  находим,  например,  массу исторических фактов  из  жизни  протохристиан  и  деятельности апостолов. Биографические данные об  ап.  Павле  содержатся  в

Похожие материалы

Информация о работе