Обращение Савла и Евангелие Ап. Павла, страница 2

Послании к Филиппийцам (3:4-5).  О трехлетнем его пребывании в

Аравии, о  встрече  с  апостолами  Петром  и  Иаковом,  о  его возвращении в  родной  Тарс  и т.д.  повествуется в Послании к

Галатам (1).  Эсхатологические   и   пророческие   мотивы   (о воскресении  умерших,  о  дне  Господнем)  развиваются в 1 и 2

Посланиях  к  Солунянам.  Законоположительные,   догматические моменты встречаются практически во всех посланиях,  особенно в больших - Рим.,  1 и 2 Кор., но не только. О троичности: "Трие суть свидетельствующие на небеси - Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть" (1 Ин. 5:7). О Богочеловечестве Сына: "Бог явися во плоти (1 Тим. 3:16). О прародительском грехе: "Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, тако смерть во вся человеки вниде"  (Рим.  5:12).  Установительные слова Таинства

Евхаристии: "Приимите,  ядите,  сие есть Тело Мое,  еже за  вы ломимое, сие  творите  в  Мое  воспоминание...  Сия чаша новый завет есть в Моей Крови:  сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание" (1 Кор. 11:23-25).

Поэтому четко   разделить    учительное,    историческое, догматическое и  пророческое в книгах Нового Завета не просто.

Хотя традиция,  общая для Запада в  этом  отношении,  жива.  В

современных изданиях,  например,  немецкой Библии книги Нового

Завета делятся на:

I - исторические книги (Geschichtsbucher),  4 Евангелия +

Деяния   (Die   Apostolgeschichte  des  Lucas).

II. Послания (Briefe).  Сначала Павловы (кроме Евр.); 1 и

2 Петра (вместо Иакова);  1-3 Иоанна; Евреям (Der Brief an die

Hebraer) - без указания авторства Павла;  Иакова и Иуды.

III -   Prophetisches   Buch.  Апок.  -  Offenbarung  des

Johannes.

Что касается раннехристианского Востока, то в первые века такого  строго  формального  деления  книг  Нового  Завета  на догматические, исторические,  учительные  не было.  На Востоке

Св. Писание условно делили по следующим темам:

1). Когда    апостолы   излагали   основы   христианского вероучения вне споров и сомнений,  защищая их от  гностиков  и др. еретиков, это называлось "киригма".

2). Более подробное объяснение,  изложение этого учения и догматов - "дидахи".

3). Призыв  к  жизни   во   Христе   в   соответствии   с христианскими нормами - "параклисис".

4). Наставления, проповедь о том, как преобразовать жизнь человеческую, чтобы жить во Христе - "омилия".

Литература по Апостолу

1. Еп.  Аверкий  (Таушев).  Руководство к изучению Нового

Завета.  Джорданвилль, 1954.

2. Еп.    Кассиан    (Безобразов).   Христос   и   первое христианское поколение. П., 1950.

3. Глубоковский   Н.Н.   Благовестие  Ап.  Павла  по  его происхождению и существу (в 3-х тт.). СПБ., 1905-1912.

4. Блж.  Феофилакт,  архиеп.  Болгарский.  Толкования  на

Новый Завет. СПБ., 1910.

5. А.П.Лопухин. Толковая Библия. СПБ., 1911-1913.

6. Еп. Михаил (Лузин). Академические чтения по Священному

Писанию Нового Завета.  Тула,  1905.

7. Еп. Михаил (Лузин). Толковый Апостол.  Киев, 1890.

8. Еп.  Феофан Говоров (Затворник). Толкование пастырских посланий Ап. Павла. М., 1894.

9. Толкование Послания Ап. Павла к Римлянам. М., 1890.

10. Толкования посланий Ап.  Павла к Коринфянам,  Галатам,

Ефесянам,   Филиппийцам,  Солунянам,  Колоссянам  и  Филимону.

М.,1893.

11. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды ап. Павла. СПБ., 1887 (Киев,

1994).

12. Первые дни христианства. СПБ., 1905.

Самым важным  нашим  пособием  является  первоисточник  "Апостол" с текстом, разбитым на 335 зачал. Это первая русская печатная книга,  изданная И.Федоровым в 1564 г., что говорит о том первостепенном значении, которое ей придавали наши предки.