Обращение Савла и Евангелие Ап. Павла, страница 5

2) историческое событие в хронологии.  Отсюда в некоторых кодексах (напр,    Ефремов   палимпсест)   Деяния   называются по-гречески "пэриоди" от "пэриодос" - период, хроника);

3) исполнение, совершение.

Само значение  "праксис"  подразумевает  три  подхода   к

Деяниям:

1) исторический.  Деяния рассматриваются как историческое повествование, летопись,  где  ключевые моменты прослеживаются год за годом, месяц за месяцем. В немецком переводе, например,

Деяния называются    "Аpostolgeschichte",    т.е.    "Историей апостольской".

2) Деяния  как  важнейшие  акты,  свершения,  связанные с миссионерской деятельностью апостолов. Блж. Иероним, например, перевел "праксис" как "Акты" - "Actus Apostolorum".

3) Деяния    как    исполнение    предопределенного     в домостроительстве спасения (икономии).

Славянский перевод слова  "Деяния"  подразумевает  второй и третий смысл, ибо сама книга не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий исторический отчет о деятельности всех апостолов.

Кроме Павла, в Деяниях упоминаются лишь 3 апостола из 12.

В главе 12:2 сказано одним коротким предложением,  что  Иаков, брат Иоанна, был казнен Иродом Агриппой. Иоанн только упомянут.

О Петре говорится в первой части книги (главы 1-12).

Таким образом,  две  трети  Деяний  связаны  с именем ап.

Павла. Решающая роль,  принадлежащая Павлу в Деяниях, отражена и в  богослужебных  текстах.  Так,  29  июня,  в  день  памяти

Первоверховных апп.  Петра и Павла,  в утреннем каноне главное место уделено Павлу,  что можно проследить, например, в ипакои

8 гласа после 3-й песни канона:

"Кая темница не име тебе юзника?

Кая же Церковь не имать тя витию?

Дамаск великомудрствует  о тебе Павле,  веде бо тя занята светом. Рим, твою кровь приемый, и той хвалится.

Но и Тарс множае радуется и любит, почитая твои пелены.

Петре вере  каменю,  Павле  похвало  вселенныя,  от  Рима сошедшеся, утвердити нас".

Весь ипакои по сути посвящен  Павлу:  а  имя  Петра  лишь упоминается в молитвенном обращении к апостолам в самом конце.

Таким образом,   "критическую   массу"    Деяний    составляет деятельность и проповедь ап. Павла.

О дееписателе

В Апостоликоне  имя Луки упоминается трижды:  Кол.  4:14;

Фил. 23; 2 Тим. 4;19.

Из этих  упоминаний  мы  можем заключить с достоверностью два факта:

- Лука был врачом;

- Лука был одним из  самых  верных  и  ценных  помощников

Павла и  его  верным другом,  не покинувшим его даже в римских узах.

В Кол.   4   дается   перечень   имен  и  приветствий  от обрезанных, т.е.  от иудеев.  Стих 12 начинает новый список, в котором приведены  имена  язычников.  В  стихе  15 упоминается

Лука. Отсюда вывод:  Лука - единственный автор в Новом Завете, который происходит из язычников.

"Лука" происходит от римского "Lucanis"  или  "Lucilius".

Само имя указывает на происхождение из языческого рассеяния. В

Южной Италии была провинция Лукания (на территории современной

Кампании и  Апулии,  к юго-востоку от Неаполя).  Блж.  Иероним пишет, что с ап.  Павлом Лука  встретился  в  Антиохии  (Деян.

11:20).

В Римской империи было  16  городов,  которые  назывались

"Антиохия", в том числе известные нам Антиохия Сирийская рядом с Селевкией,  где  впервые  мы  с   вами   стали   именоваться христианами, и   Антиохия  в  Малой  Азии  на  границе  Фригии

(Антиохия Писидийская),  где в местной синагоге проповедовал в субботу ап.  Павел. У нас эта проповедь (зачало 32) читается в среду пятой седмицы по Пасхе:  "Муже израильстяне  и  боящиеся

Бога, услышите... О Христе всяк веруяй оправдается".