2) историческое событие в хронологии. Отсюда в некоторых кодексах (напр, Ефремов палимпсест) Деяния называются по-гречески "пэриоди" от "пэриодос" - период, хроника);
3) исполнение, совершение.
Само значение "праксис" подразумевает три подхода к
Деяниям:
1) исторический. Деяния рассматриваются как историческое повествование, летопись, где ключевые моменты прослеживаются год за годом, месяц за месяцем. В немецком переводе, например,
Деяния называются "Аpostolgeschichte", т.е. "Историей апостольской".
2) Деяния как важнейшие акты, свершения, связанные с миссионерской деятельностью апостолов. Блж. Иероним, например, перевел "праксис" как "Акты" - "Actus Apostolorum".
3) Деяния как исполнение предопределенного в домостроительстве спасения (икономии).
Славянский перевод слова "Деяния" подразумевает второй и третий смысл, ибо сама книга не претендует на то, чтобы дать исчерпывающий исторический отчет о деятельности всех апостолов.
Кроме Павла, в Деяниях упоминаются лишь 3 апостола из 12.
В главе 12:2 сказано одним коротким предложением, что Иаков, брат Иоанна, был казнен Иродом Агриппой. Иоанн только упомянут.
О Петре говорится в первой части книги (главы 1-12).
Таким образом, две трети Деяний связаны с именем ап.
Павла. Решающая роль, принадлежащая Павлу в Деяниях, отражена и в богослужебных текстах. Так, 29 июня, в день памяти
Первоверховных апп. Петра и Павла, в утреннем каноне главное место уделено Павлу, что можно проследить, например, в ипакои
8 гласа после 3-й песни канона:
"Кая темница не име тебе юзника?
Кая же Церковь не имать тя витию?
Дамаск великомудрствует о тебе Павле, веде бо тя занята светом. Рим, твою кровь приемый, и той хвалится.
Но и Тарс множае радуется и любит, почитая твои пелены.
Петре вере каменю, Павле похвало вселенныя, от Рима сошедшеся, утвердити нас".
Весь ипакои по сути посвящен Павлу: а имя Петра лишь упоминается в молитвенном обращении к апостолам в самом конце.
Таким образом, "критическую массу" Деяний составляет деятельность и проповедь ап. Павла.
О дееписателе
В Апостоликоне имя Луки упоминается трижды: Кол. 4:14;
Фил. 23; 2 Тим. 4;19.
Из этих упоминаний мы можем заключить с достоверностью два факта:
- Лука был врачом;
- Лука был одним из самых верных и ценных помощников
Павла и его верным другом, не покинувшим его даже в римских узах.
В Кол. 4 дается перечень имен и приветствий от обрезанных, т.е. от иудеев. Стих 12 начинает новый список, в котором приведены имена язычников. В стихе 15 упоминается
Лука. Отсюда вывод: Лука - единственный автор в Новом Завете, который происходит из язычников.
"Лука" происходит от римского "Lucanis" или "Lucilius".
Само имя указывает на происхождение из языческого рассеяния. В
Южной Италии была провинция Лукания (на территории современной
Кампании и Апулии, к юго-востоку от Неаполя). Блж. Иероним пишет, что с ап. Павлом Лука встретился в Антиохии (Деян.
11:20).
В Римской империи было 16 городов, которые назывались
"Антиохия", в том числе известные нам Антиохия Сирийская рядом с Селевкией, где впервые мы с вами стали именоваться христианами, и Антиохия в Малой Азии на границе Фригии
(Антиохия Писидийская), где в местной синагоге проповедовал в субботу ап. Павел. У нас эта проповедь (зачало 32) читается в среду пятой седмицы по Пасхе: "Муже израильстяне и боящиеся
Бога, услышите... О Христе всяк веруяй оправдается".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.